пятница, 13 сентября 2013 г.

«Апельсиновая девушка» Юстейн Гордер

   «Имя норвежского писателя Юстейна Гордера – одно из крупнейших в современной литературе. В его книгах удивительным образом сочетаются лучшие традиции мировой классики и новизна и свежесть взгляда.
  Новая книга «Апельсиновая Девушка» – это трогательное и мудрое повествование, в центре которого удивительная история любви».
   Было сказано в аннотации книги, но книга привлекла меня в первую очередь своим названием. Апельсины у меня всегда ассоциируются с праздником. И прочитав вкусное название книги – «Апельсиновая девушка»... сразу представилось что-то солнечное, яркое, теплое и с запахом апельсинов... Но на самом деле, все куда как сложнее.
   
   «Апельсиновая девушка» - это роман, написанный от лица довольно счастливого, живущего с матерью, отчимом и сестренкой, 15-летнего молодого человека, который неожиданно получает письмо от своего отца, умершего одиннадцать лет назад и которого он почти не помнит. С этого и начинается история, которую читатель проживает вместе с героями. «Апельсиновая девушка» - и есть это письмо, прерываемое и дополняемое мальчиком, но не потоком его сознания, а четким повествованием рассказчика, осознающего свое авторство книги. Два рассказчика, отец и сын, создают увлекательный сюжет.   
      
   «Иногда расти без отца не так уж тяжело. Но если покойный отец вдруг заговорит с тобой из могилы, вот тогда становится по-настоящему жутко…»

   Страницы как будто сами собой все переворачиваются и переворачиваются, а ты в это время живешь одной жизнью с Апельсиновой девушкой, девятнадцатилетним романтиком и фантазером по имени Ян Улав и их сыном, который через много лет после смерти отца получает от него письмо…
   
   Эта небольшая книга оставляет после себя ощущение прозрачности, сказочной легкости и светлой грусти. Вся она написана как сказка — сказка, которую придумал себе романтичный сентиментальный юноша. Сказку, потому что для Яна Улава его девушка напоминает то Белоснежку, то Золушку, исчезающую с боем курантов, и эта таинственность делает ее несказанно привлекательной в его глазах. Потому что она превращается не просто в девушку с именем (о котором мы узнаем, кстати, только в завершающей части романа), а становится Апельсиновой девушкой, потому что сам впечатлительный герой осознает себя внутри большой сказки и действует сообразно ее законам.
  
  Книга показалась мне немного наивной, но очень романтичной. Думаю, если бы я ее прочитала в подростковом возрасте, то она бы меня очаровала еще больше. Но, тем не менее, приятно иногда вот так провести вечерок, повздыхать над судьбами героев - такими сказочными и такими реальными. Приятно оказаться в снежной и чистой Норвегии, заглянуть в апельсиновые сады жаркой испанской Севильи, поднять глаза и погрузиться в манящую глубину космоса.
   
   Книгу оценят люди романтичные, не перестающие верить в сказки. Не стоит подходить к ней циникам. 
  «Апельсиновая девушка» - это роман, немного похожий на сказку, но философскую. Важные и наиболее известные философские основы изложены ненавязчиво и очень уместно. Вопросы о бытии, жизни, смерти, Боге, предназначении человека, любви органично вписываются в содержание.

   "Зачем мы живем? Зачем мы существуем? Не лучше ли было бы вообще не появляться на этом свете? Жизнь коротка, уходить из нее страшно. Так зачем же все это??"
   «Жизнь коротка для того, кто по-настоящему в состоянии понять, что в один прекрасный день мир перестанет существовать. Это понимают не все. Не все способны понять, что на самом деле означает – исчезнуть навеки».

   В конце романа отец задает сыну главный вопрос: «Если бы ты мог выбрать эту жизнь, зная, что ее дадут тебе на краткий миг, а потом отберут, ты бы выбрал или отказался?»
    «Я выбираю жизнь. Я выбираю ту крошку Добра, которое предназначено мне, и хочу верить в существование того, что можно назвать Самим Добром. Кто знает, нет ли там над небесным сводом Бога?
   Я знаю, что существует Зло, потому что слышал третью часть «Лунной сонаты» Бетховена. Но знаю также, что существует и Добро. Знаю, что между этими двумя безднами растут прекрасные цветы и что с цветка вскоре взлетит жизнерадостный шмель».


   А если бы у вас был выбор, что бы вы предпочли – короткую жизнь, когда в самый интересный момент приходиться расстаться со всеми кого любишь, или категорический отказ от этой жизни и легкое и приятное небытие?

12 комментариев:

  1. Варвара, интересно и прийдется переводить имя этого писателя на английский, чтобы его разыскать. Я верю в сказки, и я не совсем циник, а так только чуть-чуть и то совсем недавно, поэтому я очень хочу эту книгу прочитать.

    Ты чудесно о ней рассказала!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Кая. :)Я старалась привлечь к чтению «Апельсиновой девушки». И так рада, что у меня получилось! :)
      Быть может, ты прочтешь, и у тебя сложится другое мнение о книге, а может, и нет. :) Но мне книга понравилась, правда, показалось немного подробным описание некоторых моментов, но, не смотря на это, она действительно читается на одном дыхании.

      Удалить
  2. Это опять я, очень радостная и взволнованная. Разыскала в Amazon ( магазин на интернете) этого автора и купила эту книгу!!!! Варвара, я тебя обнимаю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кая, я тебя тоже обнимаю, и надеюсь, что тебе книга понравится тоже. :)
      Кстати, я ее читала так же в электронном виде. Есть еще фильм, снятый по книге. Он так и называется «Апельсиновая девушка». Хочу вот найти в интернете и посмотреть. Хотя по опыту знаю, что просмотр после чтения, как правило, разочаровывает. Но все равно хочу!

      Удалить
    2. Я заказала книгу не в электронном виде, а в мягкой обложке. Я пока еще не читаю электронные книги, я очень люблю настоящие. А вот получу я мою новую книгу только через неделю.

      Удалить
    3. Это здорово! :) Кая, я тоже предпочитаю читать книги в бумажном виде, но когда не нахожу их, то не брезгую и электронными. Их особенно удобно брать в дорогу. Закачал в электронную книгу и проблема чтения в отпуске – решена. Минус – глаза устают.
      Желаю, что бы тебе, как можно быстрее привезли эту романтичную книгу. :)

      Удалить
  3. С удовольствием прочитала эту светлую книгу

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аля, спасибо за комментарий. :) Я рада, что книга тебе понравилась. :)

      Удалить
  4. varvara,

    Спасибо большое за рассказ о книге. Очень интересно !
    Сюжет чем-то напомнил мне роман французского писателя Марка Леви "Те слова, что мы не сказали друг другу".

    А вопрос в конце поста - очень философский.. Не хотелось бы иметь короткую жизнь, а с другой стороны не хотелось бы, чтобы "долгая" жизнь оказалось пустой и бессмысленной...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, рада, что рассказ о книге тебя заинтересовал. :) У Марка Леви читала две книги – понравились, а вот роман "Те слова, что мы не сказали друг другу" не читала. Обязательно возьму на заметку. Спасибо. :)

      Вопрос, действительно философский и не простой, заставляет задуматься над жизнью. Я бы, наверное, сделала такой же выбор, как и герой романа.

      Удалить
  5. С некоторых пор интересуюсь Норвегией и норвежскими писателями. И люблю книги философского содержания, самые главные истины, на самом деле, просты. Спасибо, Varvara, за наводку. Обязательно прочту.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста, Елена. :) Это первая и пока единственная книга Юстейна Гордера, которую я прочла. Сейчас начала читать вторую - «Мир Софии». Так-то книга адресована детям, но в аннотации сказано, что будет интересна и взрослым. Книга очень популярно рассказывает о философии.

      Удалить