пятница, 23 марта 2018 г.

По ту сторону надежды…


– Только не надо улыбаться на улице, а то могут подумать, что ты сошёл с ума – может стать ещё хуже. 
– Ты меня запутал – так мне улыбаться или плакать? 
– Потом сам поймёшь.

Городской киноклуб «Панорама» выбирая для просмотра и обсуждения самые, наверное, интересные и значимые фильмы, побуждает к действию. Хочется сразу познакомиться с очередным кино шедевром))) . Последний фильм, который я посмотрела, впечатление произвел… неизгладимое.

Потрясающий по точности эмоционального зависания фильм самого, наверное, известного финского режиссера Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды». Главная мысль картины в том, что «мы все люди, сегодня одни вынуждены бежать, завтра — мы можем стать беженцами». Аки Каурисмяки предельно скромен, в одном из интервью он сказал: "Я всего лишь хочу изменить мир"


 На Берлинском кинофестивале "Серебряного медведя" получил финский режиссер Аки Каурисмяки
Сюжет достаточно прост. Сирийский беженец Халед нелегально переправляется в куче угля на пароходе в Хельсинки. Стареющий фин Викстрем хочет начать жить заново, бросает жену, работу и покупает убогий ресторан, в котором сотрудники так же бесперспективны, как и меню. Каурисмяки сводит их вместе. Они встретятся через час.  Возможно для того, чтобы продемонстрировать, что ничего невозможного нет. Пока ты здесь, пока ты действительно этого хочешь. Наивно? Пожалуй, да. Но как же все – таки вовремя напоминает нам Каурисмяки обо всем человеческом, что есть в этой жизни.



Фильм называют нудным. Странным. Непонятным. Но это для непосвященных :)) Знатоки творчества самого известного финского кинорежиссера знают, что любой его фильм от этих странностей только выигрывает.

Его работа гениальна. Сказать так о самом главном без лишнего драматизма, без обилия деталей и нагромождения дополнительных смыслов может только Аки Каурисмяки. Так, чтобы и по ту сторону осталась надежда.

Режиссерская работа гениальна. В первых кадрах фильма не произнесено ни слово. Зачем? Все понятно и без слов. За героя скажут детали. Ооо!... Это надо видеть! Начало фильма. Сцена расставания. Коммивояжер Викстрем (Сакари Куосманен), старательно повязав галстук и закрыв чемодан, направляется на кухню, где жена в цветастом и в бигудях. На столе — огромный кактус, бутылка, стопка, сигареты, пепельница, пилка и красный лак для ногтей. Как завершающий аккорд – брошенные ключи и обручальное кольцо, которое женщина отправляет в пепельницу. Готово! Точность деталей оптическая, жесты и взгляды — буквальны. Слова не нужны.

Это потрясающе! Визуальный минимализм. Темп такой… медитативный. А актеры? Невозмутимость и легкость, неспешные диалоги, нестандартные ситуации, доведенные до абсурда …

И внешний антураж. Финские пейзажи, неприветливые, пустые улицы, блеклые ночные фонари, неспешность происходящего.

Узнаваемый такой стиль. То ли 70-х, то ли 80-х, где времени нет. Здесь не существует биткоинов, мобильного банка, социальных сетей, да что там — и интернета тоже не существует. Правда, телефоны сотовые присутствуют, связь как -то надо поддерживать))
Аудио сопровождение фильма шикарно! В фильме исключительно живая музыка. Ни записей тебе, ни пластинок – живое выступление обычных финских исполнителей. Даже не зная языка, понимаешь, о чем поют музыканты – все в этом мире будет хорошо!
Фото: Интернет
Фильм начинается и завершается у воды. Все течет: время, события, лица, посетители ресторана. Рефрен фильма  – желание помочь – просто так.


Фильм, который однозначно стоит смотреть, который, не смотря на присутствующую меланхолию, делает нас лучше. Филигранная наивность Аки Каурисмяки. До сих пор ношу с собой это теплое ощущение от фильма.

Смотрите хорошие фильмы...

4 комментария:

  1. Делает нас лучше - это главное! спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Думаю, да... Хорошие фильмы заставляют задуматься... Да и вообще. Лучше, чтоб лучше)))

    ОтветитьУдалить
  3. Хорошо, что есть хорошие и не очень стандартные фильмы ;)

    ОтветитьУдалить
  4. Таня, согласна, это замечательно!Хорошо, когда хорошо! :-)

    ОтветитьУдалить