За что люблю средневековый роман – так это за то, что он даёт надежду на перерождение прямо здесь и сейчас, а не перспективе грядущих послесмертных воплощений. В результате чего возникает твёрдая, хотя и, вероятно, беспочвенная уверенность в том, что перед смертью жизнь всё-таки есть. (О средневековом оптимизме. Т. Хильдегарт)
Клуб любителей интеллектуальной литературы продолжает собирать своих заинтересованных читателей, или это читатели не дают угаснуть деятельности клуба… Впрочем, и то и другое верно. 28 февраля любители чтения вновь собрались в стенах библиотеки им. А.С.Пушкина.
Обсуждали роман Евгения Водолазкина «Лавр». В 2013 году роману была присуждена премия «Большая книга», также он получил премию «Ясная Поляна» и премию конвента «Портал».
Автор - доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН (более известного как Пушкинский Дом) был, конечно, широко известен, но - лишь в узких научных кругах. Теперь же имя Евгения Водолазкина знают все поклонники современной русской прозы.
Фото: Интернет |
Автограф - сессия в ТД "БиблиоГлобус" |
Раздача автографов... |
До встречи – пустота, ничто, а после расставания пустоты уже не бывает. Встретившись однажды, полностью расстаться невозможно.
…веришь, что человек, обычный человек, может если не все, то многое - врачевать, лечить душевные и телесные раны, менять мировосприятие людей, да и мир заодно. На то он и Человек.
То, что Господь вдыхает в тело, то, что отличает нас от камней и растений. Душа делает нас живыми, Арсение.
Сам автор говорит: «Проблема описания «положительно прекрасного человека» чрезвычайно сложна. На современном материале решать ее почти невозможно, а если и возможно, то для этого нужно быть автором князя Мышкина. Я понимал, что, взятый с нынешней улицы, такой герой будет попросту фальшив. И я обратился к древней форме - к житию, только написал это житие современными литературными средствами»
Исторический фон - Средневековье. Русь, XV век. Главный герой, врачеватель Арсений. Дед его - Христофор - мудрец, грамотей, ведун, умел лечить людей, знал свойства трав, понимал жизнь и ее законы, все свои знания передал внуку. И Арсений должен помогать людям, но эта помощь часто связана с нарушением установленного порядка. Оно и понятно. У Арсения свой путь и знаками на этом пути становятся и свойства растений, и изречения Соломона, и Сократа, которые вперемешку были записаны на Христофоровых берестах, и встречи с людьми, и юродство, и путешествия.
Отправной точкой поступательного движения, началом новой жизни Арсения стала встреча с Устиной, спасающейся от чумы, их тайная любовь, страх огласки, гибель их сына в утробе матери, страшная их смерть и горе Арсения. Старец из монастыря, поняв, что Арсений мучается тем, что Устина умерла из-за него, да еще и без причастия, говорит ему, чтобы Арсений отдал свою жизнь Устине.
Любовь сделала вас с Устиной единым целым, а значит, часть Устины все еще здесь. Это — ты. <…> У тебя трудный путь, ведь история твоей любви только начинается. Теперь, Арсение, все будет зависеть от силы твоей любви. И, конечно, от силы твоей молитвы.
И начинается путь Арсения - лечение людей, юродство под именем Устины как крайняя степень отречения от мира, путешествие в Иерусалим вместе с итальянцем Амброджо, который пришел на Русь, потому что хотел узнать о пределе времени и слышал, что там ждут конца света; смерть итальянца в пустыне от руки разбойника-мамлюка, возвращение домой, пострижение сначала в монахи, а потом в схиму под именем Лавр.
В романе достаточно много моментов, которые побуждают мысль к действию. Оказывается выбор жизненного пути (пусть и героя романа) может стать поводом для бурного обсуждения, а построение автором сюжетных линий вызвать полное несогласие. И возникает вдруг совершенно детская реакция: «Ну, вот не прав же Водолазкин… да и вообще, зачем он так поступает с героем?» Поговорить было о чем.
О времени, например. Роман «Лавр» о русском человеке, изъятом из ловушки времени. Сам автор неоднократно обращает наше внимание, что никакого времени нет, что все относительно, как у Эйнштейна. Время существует не линейно, оно плавно перетекает из одного временного континуума в другой. События в романе происходят последовательно, но не лежат в одной плоскости. Да и созвучий с нашим временем накидано немало.
Так, в процессе чтения, увлекшись описанием странствий Арсения, вдруг обнаруживаешь вытаявшие из - под снега пластиковые бутылки… или видение, в котором герой видит, как на конце шпиля Петропавловского собора стальными шипами фиксируют ангела с крестом.
Весь «Лавр» построен на приеме отражения: как главный герой отражается в бесчисленных старцах, юродивых и святых, так и все это перенасыщенное чудесами Средневековье отражается и в нашем времени «Повторения нам даны для преодоления времени и нашего спасения», — объясняет один из многих встреченных героем старцев.
В тексте идет постоянная перекличка с веком нынешнем - весь роман здесь с замиранием ждут конца света, назначенного на семитысячный год от сотворения мира (1492) - намек на 2012 –ый? Но в ожидании конца света стоит вспомнить другую легенду — что мир устоит, пока по нему ходят 36 праведников. Если верить «Лавру», их гораздо больше.
При этом язык романа нередко ошеломляет. Водолазкин свободно переходит от средневековой речи к современной, и часто это происходит в пределах одного абзаца.
Что убо о сем речеши, записывал он в сердцах на куске бересты. И как это женщины таких к себе подпускают? Кошмар.
Его герои, живущие в XV веке от Рождества Христова, «позабывшись», могут вдруг процитировать Экзюпери:
Мы в ответе за тех, кого приручили, говорил, гладя волка, Христофор.
Удивительно, но это совсем не раздражает. Ведь мы действительно в ответе за тех, кого приручили.
И совершенно предсказуемый конец романа (как и положено в житие)
Чтобы спасти молодую женщину, зачавшую от случайного мужчины, старец берет этот грех на себя и лжет народу. Он теряет дар целительства, но умирает как праведник. Тем не менее старец завещает волоком оттащить его тело в лес на съедение диким зверям - нередкий поступок для святых того времени. За сценой наблюдает заморский купец Зигфрид, и купец недоумевает.
Что вы за народ такой, - говорит купец Зигфрид. - Человек вас исцеляет, посвящает вам всю свою жизнь, вы же его всю жизнь мучаете. А когда он умирает, привязываете к его ногам веревку и тащите его, и обливаетесь слезами.
- Ты в нашей земле уже год и восемь месяцев, - отвечает кузнец Аверкий, - а так ничего в ней и не понял.
- А сами вы ее понимаете? - спрашивает Зигфрид.
- Мы? - Кузнец задумывается и смотрит на Зигфрида. - Сами мы ее, конечно, тоже не понимаем.
Сам автор о романе: Я хотел рассказать о человеке, способном на жертву. Не какую-то великую однократную жертву, для которой достаточно минуты экстаза, а ежедневную, ежечасную жизнь-жертву. Культу успеха, господствующему в современном обществе, хотелось противопоставить нечто иное.
Несмотря на всю критику, Евгений Водолазкин написал глубоко русский роман, как бы пафосно это ни звучало. В нем есть тьма и свет, но есть и духовная сила. Одного в нем нет.
В этом романе вовсе нет фальши.
Приятного вам чтения!
пушкинка,
ОтветитьУдалитьСпасибо за знакомство!
Прочитала статью на одном дыхании. Очень интересно.
Очень глубокий писатель.
Спасибо тебе, Таня! ))
ОтветитьУдалитьроман тоже очень интересный, необычный какой - то... без назидания. И читается на одном дыхании и есть о чем подумать на досуге... ))
Удачного завершения недели!