На небе только и разговоров, что о море и о закате. Там говорят о том, как чертовски здорово наблюдать за огромным огненным шаром, как он тает в волнах… И еле видимый свет, словно от свечи, горит где-то в глубине…
(с) «Достучаться до небес»
Крым. 2016. |
Побережье Черного моря. Крым. 2016. |
Любимая великим художником маринистом Феодосия. Крымское побережье. Всегда такое разное море…
Такие простые волшебные вещи... Смотрите) Картины величайшего живописца 19 века – Ивана Константиновича Айвазовского.
Ночь в Крыму. Вид на Аю-Даг. 1850. |
Беспокойное море. 1877 |
Страсть к путешествиям и неизбывная любовь к морю на полотнах художника мариниста.
Аю-Даг в туманный день. 1853. |
.Вечер в Каире..1870. |
Мои друзья, узнав, что я в Феодосии, просили непременно передать привет Ивану Константиновичу. А как же иначе! Своим гением он способен не только привить любовь к морю, но и страсть к путешествиям. Мистика?.. Отнюдь.
Секрет в том, что он вырос рядом с морем. Вид на Чёрное море, крымские степи и расположившиеся на них древние курганы способны пробудить любого… а уж того, кому кисти, краски и холсты снились по ночам – тем более.
Море чудесное, синее и нежное... На берегу его можно прожить 1000 лет и не соскучиться, - писал о Феодосии А.П.Чехов.
Феодосию художник любил неистово. Став практически жителем Европы, путешествуя и переезжая из города в город, из страны в страну, побывав в Италии, Германии, Голландии, Англии, Швейцарии, Испании, Франции, Португалии, он всегда помнил про крымские степи и Черное море. Он мог бы стать гражданином любой страны. Везде его встречали признание, триумф и слава! Но при первой же возможности он возвращается в Феодосию. Построив особняк в стиле итальянского палаццо, он выставил на суд зрителей свои полотна.
Айвазовский И.К. Феодосия. 1890 -е . Фото: Интернет. |
Всю осень я провел почти на Южном берегу Крыма, где я совершенно наслаждался природой, видя одно из лучших мест в Европе... И потому я купил маленький фруктовый сад на Южном берегу. Удивительное место. Зимой почти все зелено, ибо много кипарису и лавровых деревьев, а месячные розы цветут беспрестанно зимой. Я в восхищении от этой покупки, хотя доходу ни копейки, но зато никакие виллы в Италии не заставят меня завидовать. (из письма к графу П.Н. Зубову весной 1846 года)
А горожане… ну, что горожане, они звали Ивана Константиновича «отцом города». Еще бы. Он был крестным отцом половины младенцев Феодосии, причем каждому выделял частицу из своих солидных доходов. Говорят, живописец любил дарить рисунки: картины Айвазовского в Феодосии у многих жителей неожиданно оказывались в домах в качестве драгоценных подарков.
Впрочем, для него и этого было мало… Он открыл в родном городе картинную галерею, библиотеку, рисовальную школу, «Музей Древностей», на его средства провели реконструкцию морского порта. Ну и фонтан. Да. Он и сейчас является одной из главных достопримечательностей города. Художник был к тому же и не плохим проектировщиком)) В условиях нехватки воды, он спроектировал фонтан, к которому провели водопровод. Построенный на его деньги и по его проекту, он был подарен жителям города.
Фонтан жителям города. Фото: Интернет |
Так выглядит фонтан сегодня. Феодосия. 2016. |
Дом Айвазовского рядом с железной дорогой. Фото: Интернет |
Сегодня здесь ходят только поезда местного значения. Феодосия. 2016. |
Талант его раскрылся и при строительстве дома, где он жил и работал. Даже в 19-м веке он выделялся среди других архитектурных сооружений. Музей стоит на берегу моря и напоминает итальянскую виллу. Его охраняют скульптуры древних богов и грифоны. Вокруг фасада пилястры из серого мрамора.
Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского. Феодосия. 2016. |
Грифоны и скульптуры богов. Феодосия.2016. |
Грифон в роли стража. Феодосия. 2016. |
Сегодня дом является памятником архитектуры. Он и сейчас стоит на улице Галерейной, 2.
В советское время у парадных дверей дома стояли два античных мраморных льва. Эти мраморные статуи, датируемые IV в. до н. э. были подняты со дна Керченского пролива в начале 20 века. Сначала они охраняли вход в феодосийский Музей древностей на горе Митридат.
А когда музей переехал в здание галереи Айвазовского, вместе с ним переехали и львы — на их широких и гладких спинах любили сидеть дети. Сейчас львы находятся в лапидарном дворике Музея древностей, у которого уже давно своё собственное здание, расположенное рядом с галереей Айвазовского.
Лапидарный дворик Музея древностей. Феодосия. 2016. |
На гладких удобных спинах львов и сейчас удобно сидеть. Феодосия. 2016. |
Галерея стала первым на территории Российской империи музеем одного художника. Перед музеем стоит памятник, подаренный городом великому художнику в 1930 году - «Феодосия – Айвазовскому».
Открытие памятника Айвазовскому в 1930 г. (крайний справа на фото - Александр Грин) Фото: Интернет. |
Памятник великому художнику работы И.Я.Гинцбурга. Фото: Феодосия. 2016. |
В знак благодарности семье Айвазовского феодосийцы установили фонтан-памятник «Доброму гению». Бронзовая женская фигура держит в руках раковину, из которой вода стекает в каменную чашу, и, переполняя её, спадает в бассейн, По рассказам старожилов, в бронзовой фигуре узнавалась Анна Никитична, жена художника И. К. Айвазовского.
Памятник "Доброму гению" Открыт в 2004. Скульптор В.Замеховский. |
По мнению жителей города - Анна Никитична Саркизова (Бурназан, жена И.К.Айвазовского. Феодосия.2016.) |
Парк "Юбилейный". Феодосия. 2016. |
Надпись на мраморной плите гласит: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память».
Церковь Сурб Саркис. Феодосия. 2016. |
P.P.S. Ну и привет, да! Не забудьте передать привет Ивану Константиновичу!))
О творчестве Айвазовского можно прочитать здесь
О жизни и творчестве художника
ФОТО: Н. Зырянова
ФОТО: Н. Зырянова
Моя любимая Феодосия! С удовольствием вспомнила эти уютные уголки. Айвазовский просто уникальный был человек и ведь сколько картин написал!
ОтветитьУдалитьОдно только уточнение. Это сегодня кажется, что похоронен художник во дворе церкви (так и в Википедии написано). Но разве можно было раньше представить, что выдающегося человека похоронили "во дворе". Нет, его похоронили в крипте церкви, под землей. Туда можно было пройти из самой церкви Сурб Саркис, а можно было из церковного двора: вниз вели ступени. Как-то в крипту проникли дети, а выбраться не смогли из-за обрушений свода (их потом спасли все-таки), тогда было решено крипту замуровать, а сверху установить памятник чете Айвазовских. Информация достоверна (получена от смотрителей церкви).
Писала об этом здесь
http://solodenkovagalina.blogspot.ru/2015/11/blog-post_29.html
Согласна, да. Потрясающей Души человек! Спасибо за уточнение, Галина))) Эту информацию не знала, нам рассказали несколько иначе))))
УдалитьМне прежде всего понравилась вступительная часть сегодняшнего рассказа!
ОтветитьУдалитьИ, как всегда, я узнала много интересного и пойду спать менее глупой ;) Спасибо :)
И вступительная часть - уже неплохо))))) Спасибо, Таня!!!
ОтветитьУдалить