«Колыбель влюбленных», «Гнездо
художников», — у поселка Сиди-Бу-Саид, что на северо-востоке Туниса множество
названий. История этого места началась в IX веке с небольшой арабской крепости.
В XIII столетии здесь, после паломничества в Мекку, обосновался арабский суфий
Сиди Саид, в честь которого затем и назвали этот населенный пункт, известный
каждому тунисцу. Впрочем, известность этому месту принес не почитаемый
мистик-аскет, а совсем другие люди.
Аугуст Макке. Автопортрет |
В 1914 году Сиди-Бу-Cаид посетили
крупные художники-экспрессионисты XX
века — швейцарец Пауль Клее, немец Аугуст Макке и француз Луи Муайе.
Самобытный пейзаж и яркость
красок арабского искусства произвели на художников сильное впечатление, что
нашло отражение в их творчестве.
Так, Клее поначалу мало занимали
проблемы цвета. Однако поездка в Тунис, словно, открыла ему глаза. Под ярким
южным солнцем краски кажутся чище и сочнее. Впечатленный художник пишет более
30 акварелей и создает множество зарисовок. С тех пор цвет становится для Клее
самым выразительным и важным художественным средством, а цветовые гармонии и
контрасты - самоценным сюжетом картин:
"Цвет овладел мной, мне незачем гоняться за ним. Это осенило меня в
счастливую минуту: я и цвет - едины. Я - художник"
Арабское искусство, в частности,
архитектура и орнамент, вдохновило Клее на создание его собственной «живописной
архитектуры», повлияв на геометрическую структуру рисунка и цветовую гамму.
Клее создает абстрактные композиции из цветных прямоугольников или превращает
пейзаж тунисского города в «ковер» геометрических форм.
А его «попутчик» немецкий
художник Макке создает 25 акварелей, некоторые из которых принадлежат к лучшим
его произведениям.
В этих акварелях он отходит от аналитического кубизма в
сторону более непринужденной трактовки перспективы и большей непосредственности
("Торговец кувшинами", Мюнстер, музей).
Торговец кувшинами |
В Сиди-Бу-Саид немецкий художник
написал известную картину "Вид на мечеть", в которой мастерски
передал весь колорит красок этого солнечного города.
Вид на мечеть |
«Взгляд на переулок» (1914) —
одна из «тунисских» акварелей Макке. Пространство картины заполняют
полуабстрактные формы, как бы приглашающие зрителя к разгадыванию загадок,
предложенных автором.
Взгляд на переулок |
Очаровательная картина "Кайруан
1914 года" Макке показывает овец, верблюдов в городе Кайруан в Тунисе и
является типичным примером способности художника улавливать настроение объекта,
используя искажение цветов и форм.
Кайруан |
Принесенная французами живопись
завоевала в Тунисе свое место. Сейчас очень много тунисских художников пишут в
разных стилях. После французов в Тунисе появилось очень много европейцев, которые
приезжали сюда порисовать под североафриканским солнцем. Художественные галереи
в основном находятся в столице Туниса, но современные художники также прочно
обосновались в Сиди-Бу-Саид.
Живописная деревня, разросшаяся
вокруг некогда неприступного форта на вершине скалы. Ну, чем не место для
творчества живописца, особенно — пейзажиста?
В Сиди-Бу-Саиде, куда ни глянь —
изумительный пейзаж.
Лабиринты узких улочек с
белоснежными домами, темно-голубыми ставнями, увитыми геранью…
Синева дверей и ставен окон здесь ярко выделяется на белом фасаде домов.
Фантастические виды на залив…
Нигде в мире вы не увидите такого
воодушевленного уединения и целостности как здесь.
Каждый, кто хотя бы раз побывал в
этом городе, обязательно вернется туда еще раз, ведь именно в этом месте правят
любовь, красота и нетронутая гармоничность собственного стиля.
Быть может, и я когда-нибудь туда
вернусь…
Комментариев нет:
Отправить комментарий