В библиотеке им. А.С.Пушкина прошла историко – краеведческая игра «Пушкинский бал», посвященная 200-летию со дня рождения Н.Н. Гончаровой и победе в Отечественной войне 1812 года.
Игра включала в себя посещение каждой командой пяти Салонов:
Салон Натальи Гончаровой (Н.Н. Гончарова, жена и муза Первого поэта России);
Литературный салон (Поэты Пушкинской поры);
Художественный салон (Костюм эпохи Пушкинской поры);
Бальный салон (Этикет балов эпохи Пушкинской поры);
Исторический салон (Война 1812 года в искусстве).
Игру мы приурочили к предстоящему балу. В каждом Салоне участникам игры были предложены творческие задания по литературе, искусству и культуре эпохи Пушкинской поры и по истории войны 1812 года.
В художественном салоне команды знакомились с модой 19 века. Их ждали задания, связанные с костюмом эпохи Пушкинской поры. Костюм как часть моды. Уже интересно!
Основные периоды в женской моде первой половины XIX века: ампир (до 1815 г.) и
романтизм (иначе называемый «бидермайер») (1825 - 1830-е гг.)
Одно из творческих заданий звучало так: одеть даму на бал. Оказывается, в моде первой половины 19 века (ампир) был прямой силуэт, простота линий и множество вертикальных складок. Талия платья завышенная, под грудью. Короткие рукава шились фонариком. Обувь на низком каблуке, со шнуровкой из лент, оплетающих ногу наподобие греческих сандалий. К бальному платью обязательно полагались длинные перчатки и красивая шаль. Фасон платья должен был подчеркивать естественные формы и красоту человеческого тела. Женщины в подобной одежде напоминали изображения с греческих барельефов.
В период же романтизма - линия талии платья опускается на естественное место. Линия плеча опущенная, рукава объемные, сильно расширенные у плеча и узкие у запястья. Такой рукав называется «жиго», или окорокообразный. Для обеспечения объёма рукава надевались специальные подрукавники, набитые пухом. Широкие рукава, пышная юбка и корсет подчеркивают тонкую талию. Одноцветные ткани предыдущих периодов сменяются полосатыми или тканями с цветочным узором. Обувь по-прежнему легкая, без каблука.
Мода претерпевала изменения. Неизменными оставались необходимые аксессуары, без которых невозможно было появиться в обществе.
Еще одно из заданий – подобрать аксессуар к бальному платью.
Веер, перчатки и маленькая сумочка… Появиться на балу или приеме без драгоценностей на шее было также недопустимо. На улице была необходима шляпка, а летом еще и зонтик от солнца. Нововведением моды первой половины XIX века были боа.
Интересные факты из истории моды. Годом рождения сумки считается 1790 год. Ее нужно было носить в руке. Связано это с французской революцией и с новой женской модой. Это нововведение имело успех, и уже через несколько лет, с 1804 года, правила хорошего тона приписывают мужчинам держать руки в карманах, а женщинам – карманы (то есть сумки) в руках.
Обязательное условие – сумочка должна была быть небольшой по размеру, подходить к платью и вмещать в себе зеркальце… и другие милые женскому сердцу штучки. Прийти на бал без сумочки считалось признаком дурного тона. Поэтому к заданию собрать сумку модницы той поры девушки отнеслись с особым трепетом. Что может быть …. проще? Но, далеко не все знали, что необходимый набор предметов женской сумочки включал: зеркальце, духи, carte de bal (бальная книжечка или карточка), которая помогала даме запомнить очерёдность кавалеров, приглашающих ее на танцы, в неё она вносила номер танца и имя кавалера.
А женская прическа?... Оказывается, женская прическа того времени являла собой произведение парикмахерского искусства.
Дамские прически начала XIX века - это кудри и локоны, уложенные в художественном беспорядке и собранные вверху или сзади. Локоны же имели самый разнообразный вид - трубчатые, спиральные, "стружкой", "штопором". Волосы не собирали в простой пучок или узел, а аккуратно укладывали, подворачивая один слой под другой.
Сначала прически старались копировать с античных статуй. А около 1805 г. дамы переняли у мужчин прическу, при которой волосы коротко стриглись и завивались вокруг головы в мелкие локоны. В 20-х годах XIX века в Вене возник новый стиль (предпочтение, как всегда, было отдано блондинкам): волосы расчесывали на боковой пробор, укороченные с боков пряди завивали в крупные локоны и укладывали над висками. Длинные пряди волос сзади поднимали наверх и на темени укладывали в различные шиньоны.
Но не всё так страшно - многие элегантные дамы любили простую, но изящную причёску. Волосы разделялись на прямой пробор, потом закреплялись в виде высокого пучка. Кстати, Наталья Гончарова на знаменитом портрете изображена именно с такой причёской.
А ведь были еще и головные уборы!
В начале XIX века они были трех типов: чепцы, богато украшенные по переднему краю рюшем, кружевом и лентами; широкополые шляпы, украшенные цветами и перьями; и, наконец, капор, который представлял собой чепец и шляпу одновременно. Капоры были особенно популярны в 1910-х, поля их доходили до таких размеров, что полностью скрывали лицо, по этому поводу было много карикатур и тогдашние острословы уверяли, что дамы в нем ничего не видят и не слышат.
Н – да… После всех выполненных заданий в художественном салоне, теперь ты уже не можешь сказать «я не знаю», теперь ты это знаешь!
А после завершения игры всех участников ждал настоящий бал! Об этом в следующем посте.
Игра включала в себя посещение каждой командой пяти Салонов:
Салон Натальи Гончаровой (Н.Н. Гончарова, жена и муза Первого поэта России);
Литературный салон (Поэты Пушкинской поры);
Художественный салон (Костюм эпохи Пушкинской поры);
Бальный салон (Этикет балов эпохи Пушкинской поры);
Исторический салон (Война 1812 года в искусстве).
Игру мы приурочили к предстоящему балу. В каждом Салоне участникам игры были предложены творческие задания по литературе, искусству и культуре эпохи Пушкинской поры и по истории войны 1812 года.
В художественном салоне команды знакомились с модой 19 века. Их ждали задания, связанные с костюмом эпохи Пушкинской поры. Костюм как часть моды. Уже интересно!
- Все решение в талии. Как вы думаете, где мы будем делать талию?
- На уровне груди.
- Гениально!
- Гениально, как все истинное.
Основные периоды в женской моде первой половины XIX века: ампир (до 1815 г.) и
романтизм (иначе называемый «бидермайер») (1825 - 1830-е гг.)
Одно из творческих заданий звучало так: одеть даму на бал. Оказывается, в моде первой половины 19 века (ампир) был прямой силуэт, простота линий и множество вертикальных складок. Талия платья завышенная, под грудью. Короткие рукава шились фонариком. Обувь на низком каблуке, со шнуровкой из лент, оплетающих ногу наподобие греческих сандалий. К бальному платью обязательно полагались длинные перчатки и красивая шаль. Фасон платья должен был подчеркивать естественные формы и красоту человеческого тела. Женщины в подобной одежде напоминали изображения с греческих барельефов.
В период же романтизма - линия талии платья опускается на естественное место. Линия плеча опущенная, рукава объемные, сильно расширенные у плеча и узкие у запястья. Такой рукав называется «жиго», или окорокообразный. Для обеспечения объёма рукава надевались специальные подрукавники, набитые пухом. Широкие рукава, пышная юбка и корсет подчеркивают тонкую талию. Одноцветные ткани предыдущих периодов сменяются полосатыми или тканями с цветочным узором. Обувь по-прежнему легкая, без каблука.
Мода претерпевала изменения. Неизменными оставались необходимые аксессуары, без которых невозможно было появиться в обществе.
Еще одно из заданий – подобрать аксессуар к бальному платью.
Веер, перчатки и маленькая сумочка… Появиться на балу или приеме без драгоценностей на шее было также недопустимо. На улице была необходима шляпка, а летом еще и зонтик от солнца. Нововведением моды первой половины XIX века были боа.
Задание №4. Подобрать аксессуары к бальному платью |
Интересные факты из истории моды. Годом рождения сумки считается 1790 год. Ее нужно было носить в руке. Связано это с французской революцией и с новой женской модой. Это нововведение имело успех, и уже через несколько лет, с 1804 года, правила хорошего тона приписывают мужчинам держать руки в карманах, а женщинам – карманы (то есть сумки) в руках.
Обязательное условие – сумочка должна была быть небольшой по размеру, подходить к платью и вмещать в себе зеркальце… и другие милые женскому сердцу штучки. Прийти на бал без сумочки считалось признаком дурного тона. Поэтому к заданию собрать сумку модницы той поры девушки отнеслись с особым трепетом. Что может быть …. проще? Но, далеко не все знали, что необходимый набор предметов женской сумочки включал: зеркальце, духи, carte de bal (бальная книжечка или карточка), которая помогала даме запомнить очерёдность кавалеров, приглашающих ее на танцы, в неё она вносила номер танца и имя кавалера.
Задание №5. Собрать бальную сумочку. |
carte de bal |
А женская прическа?... Оказывается, женская прическа того времени являла собой произведение парикмахерского искусства.
Дамские прически начала XIX века - это кудри и локоны, уложенные в художественном беспорядке и собранные вверху или сзади. Локоны же имели самый разнообразный вид - трубчатые, спиральные, "стружкой", "штопором". Волосы не собирали в простой пучок или узел, а аккуратно укладывали, подворачивая один слой под другой.
Сначала прически старались копировать с античных статуй. А около 1805 г. дамы переняли у мужчин прическу, при которой волосы коротко стриглись и завивались вокруг головы в мелкие локоны. В 20-х годах XIX века в Вене возник новый стиль (предпочтение, как всегда, было отдано блондинкам): волосы расчесывали на боковой пробор, укороченные с боков пряди завивали в крупные локоны и укладывали над висками. Длинные пряди волос сзади поднимали наверх и на темени укладывали в различные шиньоны.
Но не всё так страшно - многие элегантные дамы любили простую, но изящную причёску. Волосы разделялись на прямой пробор, потом закреплялись в виде высокого пучка. Кстати, Наталья Гончарова на знаменитом портрете изображена именно с такой причёской.
А ведь были еще и головные уборы!
В начале XIX века они были трех типов: чепцы, богато украшенные по переднему краю рюшем, кружевом и лентами; широкополые шляпы, украшенные цветами и перьями; и, наконец, капор, который представлял собой чепец и шляпу одновременно. Капоры были особенно популярны в 1910-х, поля их доходили до таких размеров, что полностью скрывали лицо, по этому поводу было много карикатур и тогдашние острословы уверяли, что дамы в нем ничего не видят и не слышат.
...ответить правильно. |
К творческому заданию и подход творческий. |
Участники игры |
Костюм, прическа, аксессуары... |
А после завершения игры всех участников ждал настоящий бал! Об этом в следующем посте.
Очень интересная задумка !!!МОЛОДЦЫ !!!
ОтветитьУдалитьizm.detbibl, спасибо!Это уже не первая наша игра. Детям ОЧЕНЬ нравится. А это наверное самое главное. Продолжение постов о бале еще будет - читайте!
УдалитьДобрый день! Спасибо за идеи. Хочется ближе пообщаться с Вами. Гимназия 153 имени А.С. Пушкина города Киева готовит Пушкинский бал, ищем идеи.
ОтветитьУдалить