пятница, 7 сентября 2012 г.

Отечественная война 1812 года и достопримечательности Санкт-Петербурга

    7 сентября исполнилось 200-лет со дня Бородинского сражения. Победа, одержанная Россией над наполеоновской Францией в Отечественной войне 1812 года  - одно из самых ярких событий  российской военной истории, которому посвящено немало произведений искусства. Некоторые, из которых мне посчастливилось увидеть во время поездки в культурную столицу России – Санкт-Петербург. Это Казанский собор и Александровская колонна, триумфальные Нарвские ворота и арка Главного штаба, памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, Военная галерея Зимнего дворца.
Практически все эти памятники расположены в центре города, за исключением Нарвских ворот, и входят в число достопримечательностей всех экскурсионных программ.
    Начну обо всем по порядку. В числе первых я посетила Дворцовую площадь, на которой расположены: Александровская колонна и арка Главного штаба.
   Александровская колонна, нередко её называют Александрийский столп, по стихотворению А. С. Пушкина «Памятник»:  
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа».



    Памятник был воздвигнут в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.
   Напротив колонны расположена арка Главного штаба

Фото: Александра Хилюка
  Арка была построена как главный и завершающий монумент, посвящённый Отечественной войне 1812 года. К. Росси, проектируя главную площадь молодой столицы, решил связать два крыла Главного штаба триумфальной аркой.
    Она состоит из трёх связанных между собой арок, декорированных барельефами и обрамляющих вход на площадь со стороны Невского проспекта.
   Максимальной выразительности композиция достигает при взгляде с площади.
    С высоты 36 м, на вершине строения, широко видная издалека, парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней. Их сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями. В повозке стоит крылатая Слава, простирающая левой рукой штандарт над площадью. В правой руке богини — лавровый венок. Скульптурная композиция раскрывает сущность памятника, символа воинской славы. Победителей приветствуют фигуры богини славы, стремительно летящих на ядре и протягивающие им лавровые венки и пальмовые ветви. Завершая композицию, на площади, на уровне второго яруса окон Штаба, застыли в приветствии фигуры часовых в античных доспехах, протягивая лавровые венки в сторону входящих на площадь.
    Еще одним памятником героической борьбы русского народа с французами является Военная галерея Зимнего дворца.

Зимний дворец
    Создание этой галереи началось вскоре после триумфальной победы русской армии над Наполеоном. Император Александр I задумал создать в Зимнем дворце галерею, где были бы представлены портреты прославленных русских полководцев Отечественной войны 1812 года – Кутузова, Барклая-де-Толли, Багратиона, Раевского, Тучковых, Кутайсова, Дохтурова, Ермолова, Неверовского и многих других славных сынов России. Автором всех портретов, ставших порой единственными изображениями героев, стал замечательный английский художник Джордж Доу.
    «Дивный карандаш» этого художника некогда так восхищал А.С. Пушкина, который в своем стихотворении «Полководец» писал:
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
    Эти портреты русских генералов, героев Отечественной войны и походов 1813-1814 годов являются достопримечательностью самого богатого музея мира – Эрмитажа.
    Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. 

Фото: Александра Хилюка
   После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.
   Величественный образ М. И. Кутузова, искусного военачальника и крупного государственного деятеля воспел в одном из своих стихотворений, уже упомянутый мною, Александр Сергеевич Пушкин. После посещения гробницы великого полководца в Казанском соборе, он создает строфы проникновенного стихотворения:
Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой…
Все спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамен нависший ряд.
Под ними спит сей властелин,
Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех ее врагов,
Сей остальной из стаи славной
Екатерининских орлов.
В твоем гробу восторг живет!
Он русский глас нам издает;
Он нам твердит о той године,
Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине:
«Иди, спасай!» Ты встал – и спас…
Внемли ж и днесь наш верный глас,
Встань и спасай царя и нас,
О старец грозный! На мгновенье
Явись у двери гробовой,
Явись, вдохни восторг и рвенье
Полкам, оставленным тобой!
Явись и дланию своей
Нам укажи в толпе вождей,
Кто твой наследник, твой избранный!
Но храм – в молчанье погружен,
И тих твоей могилы бранной
Невозмутимый, вечный сон…

Фото: Александра Хилюка
    Возле Казанского собора, расположены памятники фельдмаршалам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли.
    Идея создания этих памятников принадлежит императору Александру I. Но реализована в 1829 году Николаем I, благодаря которому был организован конкурс на создания скульптур Кутузова и Барклая-де-Толли. Для участия в нём из Рима были отозваны скульпторы Б. И. Орловский и С. И. Гальберг. Выиграл конкурс Борис Иванович Орловский.
    В 1835 году была отлита фигура Кутузова, в 1836 году со второй попытки - фигура Барклая-де-Толли. В процессе её создания лопнула одна из трубок по которой протекал расплавленный металл. Отливка памятников была поручена литейных дел мастеру Василию Павловичу Екимову.

Фото: Александра Хилюка
   Из литейной мастерской Академии художеств памятники были доставлены на Казанскую площадь при помощи силы 165 грузчиков. 30 мая 1837 года на постамент была поставлена фигура М. И. Кутузова, 15 июня - М. Б. Барклая-де-Толли. Торжественное открытие памятников произошло 29 декабря 1837 года. Орловскому не было суждено увидеть итог своей работы. Он умер за восемь дней до торжественного открытия монументов.
   Примечательно то, что впервые в русском монументальном искусстве полководцы были изображены одетыми не в туники или античные мантии, а в военные мундиры.
   После момента открытия памятников площадь постоянно наполнялась большим количеством желающих их увидеть. Поэтому в начале 1839 года пьедесталы были обнесены чугунной оградой работы К. А. Тона. Позже её заменили металлическими тумбами с цепями.
   Во время блокады Ленинграда памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли не были сняты с пьедесталов. Проходившие рядом воинские части проходили мимо них строевым шагом, отдавая воинское приветствие великим русским полководцам.
   Ну и наконец, отдаленная от центра достопримечательность - Нарвские ворота, расположенные на площади Стачек вблизи станции метро «Нарвская». Они были первоначально построены для встречи русских войск, возвращавшихся из Европы в 1814 на Нарвской заставе, непосредственно у границы города вблизи Обводного канала по проекту Джакомо Кваренги из дерева и алебастра. Срок возведения один месяц.
   Ворота украшали колесница с шестью конями, управляемая богиней Славы, скульптуры римских воинов.

Фото: Александра Хилюка
   Впоследствии были отстроены заново архитектором Василием Стасовым, скульпторами С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский (колесница в группе Славы, фигуры воинов и двух коней), П. К. Клодт (первая серьёзная работа) в память о героях Отечественной войны 1812 года. Скульптуры римских воинов заменили медными древнерусскими витязями.
   26 августа 1827 в годовщину Бородинского сражения был заложен первый камень.
   Высота ворот составляет более 30 м, ширина 28 м, ширина пролёта более 8 м, высота пролёта 15 м.
   Особенность проекта новых ворот состояла в том, что конструкцию создавали из кирпичной кладки, обшиваемой медными листами. Из медных листов создана и скульптурная группа: шестёрка коней и фигура Славы.
   Вот так вот, ратные подвиги русской армии навеки остались в памяти человечества, да и моей тоже, запечатленные в архитектурных ансамблях, монументах и музейных реликвиях Санкт-Петербурга.

Источники: http://walkspb.ru/pam/kut_bark_pam.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/




Комментариев нет:

Отправить комментарий