понедельник, 15 апреля 2013 г.

«Там стены пели...»: Музыкальный салон Зинаиды Волконской.

Совместный проект библиотеки им. А.С .Пушкина и филармонического городского зала продолжается. Состоялся третий концерт в рамках музыкальных встреч «Петербургские музыкальные салоны» В этот раз слушателей ждал вечер романса в салоне Зинаиды Волконской.

Прозвучали, как популярные, так и давно забытые романсы А. Даргомыжского, П. Чайковского, С. Рахманинова, русские песни Алябьева, Глинки, Гурилева, Геништа, Варламова в исполнении солистов филармонии - лауреатов международных конкурсов: Алексея Петрова (баритон), Надежды Рыженковой (меццо-сопрано) Партию фортепиано исполняла заслуженная артистка России Татьяна Валуева.


Лауреат международных конкурсов - Алексей Петров.
Надежда Рыженкова. Партия фортепиано - Татьяна Валуева.

Вообще, романс издавна считается одним из любимейших жанров российских любителей музыки. В XIX веке он звучал и в аристократических салонах и в домах простых горожан. Часто плодом совместного музицирования являлось сочинение песни или романса любителем-поэтом и любителем-музыкантом.

Перед концертом для всех желающих познакомиться с жизнью и творчеством Зинаиды Волконской все первое отделение работала выставка «Царица муз и красоты», подготовленная сотрудниками библиотеки им. А.С. Пушкина.

Фрагменты выставки.



Вне стен библиотеки у нас уже появились свои постоянные читатели.



Да. Так что же – Зинаида Волконская?

 В 1824 – 1829 годах ее московский салон собирал весь цвет талантливейших людей своего времени. И Пушкин, и Вяземский, и многие другие поэтические натуры приезжали к ней. Ее дом и жизнь всегда были окутаны музыкой.

«Там стены пели...», - вспоминал Петр Вяземский.

Итак, войдем в московский дом на Тверской улице, принадлежащий княгине З.А. Волконской.


Этот дом, хотя и перестроенный, существует и ныне и известен под старинным названием “Елисеевский магазин”.


Именно он служил «общим центром для литераторов и вообще для любителей всякого рода искусств, музыки, пения, живописи…», — вспоминал А. Н. Муравьев.

Постоянными гостями салона были Жуковский, Пушкин, князь Вяземский, Баратынский,  Веневитинов, Шевырев и другие.

Зинаида Волконская в присутствии Пушкина в первый день знакомства с ним пропела его элегию, положенную на музыку Геништою:

Погасло дневное светило,
На море синее вечерний пал туман.

Пушкин был живо тронут этим "обольщением тонкого и художественного кокетства", он посвятил ей "Цыган" и в своем знаменитом послании по этому поводу: "Среди рассеянной Москвы" назвал ее "царицей муз и красоты"; Баратынский написал стихи: "Из царства виста и зимы", (на отъезд ее из Москвы в 1829 г.), даже солидный и строгий философ И.В. Киреевский поддался неотразимому обаянию этой женщины и посвятил ей свое единственное, написанное им в этом несвойственном ему духе, хвалебное стихотворение.

Самой известной характеристикой Волконской и её салона стала фраза П. А. Вяземского из письма А. И. Тургеневу, о «волшебном замке музыкальной феи», где «мысли, чувства, разговор, движения — всё было пение». Лучшие поэты посвящали ей свои творения. Она и сама писала на русском, французском и итальянском языках.

Гравюра М.Майера с утраченной акварели К.Брюллова (1830г.)
Собрание музеев замка Сфорца, Милан, Италия.
З.А.Волконская в костюме Танкреда.
Бруни Ф.А.
Кроме этих портретов есть еще две замечательные художественные зарисовки: превосходная миниатюра З.А.Изабэ, передающей всю легкую и задумчивую грацию ее внешности,


 ... и знаменитый  мадригал Пушкина, запечатлевший в нескольких летучих штрихах одухотворенный облик "Северной Коринны": 

Среди рассеянной Москвы,
При толках виста и бостона,
При бальном лепете молвы
Ты любишь игры Аполлона.
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьется, и пылает гений.
Певца, плененного тобой,
Не отвергай смиренной дани,
Внемли с улыбкой голос мой,
Как мимоездом Каталани
Цыганке внемлет кочевой.

В своем кратком послании Пушкин отмечает основную черту Волконской -- ее пристрастие к "играм Аполлона".

Да, дочь известного дипломата и мецената А. М. Белосельского-Белозерского Зинаида Волконская блестяще представляла в 20-е годы русские художественные круги.

Она умела объединять вокруг себя лучших представителей искусств и наук. Это была настоящая руководительница литературно-артистического салона, и в последующей истории русской художественной культуры уже не было более блестяще одаренной "предводительницы" свободного объединения художников.

Европейским стилем своей жизни, тонким художественным вкусом и несомненными артистическими дарованиями, соединенными с замечательной красотой, Волконская привлекала к себе мыслителей и поэтов самых разнообразных толков.

Но в остальном… В остальном  в ее доме было много фальши, притворства, откровенных театральных увлечений хозяйки. Пушкин, человек честный и откровенный, иногда уставал от такого «театра» Волконской. «Я от раутов в восхищении, отдыхаю от проклятых обедов Зинаиды», - писал он в 1829 году.  И добавляет о ее «новом увлечении» - флорентинце Риччи. Для нее же это было не просто увлечение, а настоящая Любовь.  Риччи на тот момент, будучи счастливым молодоженом, внезапно разводится с Луниной и обещает княгине посвятить  ей «всю свою жизнь» Она же со своей стороны решает перейти в католичество, чтобы вера не разделяла их. Чем вызвала явное неудовольствие императора. С большим трудом она все же получает разрешение на выезд в Италию.

И все же. Это был счастливый союз. Она прожила с графом Миниато Риччи до конца жизни, пережив его на два года. Потомки тщательно скрывали эти подробности, предпочитая не упоминать об этом мезальянсе.

До этого союза у нее было много влюбленностей и разочарований. Когда – то она исполнила волю отца, выйдя замуж за человека, которого не любила. В 20 лет она стала женой Н.Г. Волконского, личного адъютанта императора Александра I. Зинаида Волконская по своему положению часто бывала при дворе и завоевала особое расположение императора. Сопровождала его в поездках, побывав в Прага, Вене, Вероне…других городах Европы. И для нее это было слишком серьезное увлечение.

На Венском конгрессе она была в центре внимания. Впервые она блистала как певица с сильным голосом. Ее ждал успех в Париже. Там она пленила Россини, сама поставила «Итальянку в Алжире», спев главную партию.

Родился сын, которого народная молва приписывала императору. Она по – прежнему жила в Европе, что не нравилось ее венценосному покровителю. Сын умер. Она взяла приемного ребенка и переехала в Петербург.

За свою блистательную жизнь она покорила не мало сердец, в том числе поэта Батюшкова. Многие поэты, художники были ею увлечены до самой смерти. Грустная фраза, если подумать…

Через десять лет она вернется в Италию. С Риччи. Где проживет до конца жизни. Здесь ее дом был всегда открыт для художников, поэтов, музыкантов. Кипренский, Щедрин, Бруни, архитекторы Тон и Глинка – все кружились вокруг нее в вихре танца поклонения музе. Молодой Федор Бруни изобразил ее в романтическом виде в костюме из написанной ею оперы «Жанна д’Арк»  Опера, как впрочем, и портрет имел необыкновенный успех.

В римской вилле Волконской подолгу жил Н.В. Гоголь. Лёжа в гроте сада, он обдумывал свой роман «Мёртвые души». Здесь бывали Стендаль, Вальтер Скотт, Джеймс Фенимор Купер. Она же не растеряв своего музыкального дара, все так же продолжала давать концерты, но наполненными уже религиозными музыкальными сочинениями.

Талант, несомненно, был ей дан. И какой! Волконская – автор исторической поэмы «Ольга», музыкальной драмы в стихах «Жанна д’Арк» (1821, поставлена в Риме с Волконской в главной роли) и стихов на русском, французском, итальянском языках, опубликованных в журналах и альманахах в 1826-1842 годах. Из четырех повестей Волконской, написанных на французском языке, интересна автобиографическая повесть «Лаура» (вошла в книгу «Четыре новеллы», 1819). Историческое сочинение «Славянская картина V века» выдержало три издания (Париж, 1824, Москва, 1825, Варшава, 1826). Волконская воспета Пушкиным, Веневитиновым, И.И.Козловым, Мицкевичем и другими поэтами…

Необычна судьба этой необычной, талантливой, неординарной женщины… И тем печальнее итог.

В последние годы жизни княгини ею овладело мрачное мистическое настроение. Скончалась она 24 января 1862 г. и похоронена в Риме, в церкви св. Викентия и Анастасия, на площади Треви, вместе с мужем и сестрой Марией Александровной Власовой (1787—1857). Если верить преданию, то причиной смерти стала простуда, полученная княгиней после того как она отдала на улице своё пальто замерзающей нищей женщине. Она всегда отличалась состраданием и благотворительностью, а в конце жизни помощь страждущим стала для неё чуть ли не навязчивой идеей.

По другим источникам, умирала она почти нищая, обобранная монахами. Похоронив мужа,  потом и Риччи, оставшись одна, имея только воспоминания…. она щедро и безоглядно тратила свое огромное состояние на всевозможные милостыни, содержания, поощрения, всевозможные концерты. В конце жизни католическая церковь почти все ее имущество «приватизировала» за долги. 

P.S. В Италии помнят русскую княгиню, которую римская беднота называла Благочестивой, и даже сохранили имя Зинаиды Волконской в названии одной из улиц Вечного города.

Знаменитый римский фонтанТреви - фасад палаццо Поли, принадлежавший З. Волконской.

2 комментария:

  1. Дорогие коллеги!
    Спасибо за интересный материал.
    Примите от нас библиотечную награду - "Парус". Подробности о ней смотрите здесь - http://biblioparus.blogspot.ru/2013/04/blog-post_12.html

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, коллеги, за награду! Приятно.

    ОтветитьУдалить