четверг, 5 декабря 2013 г.

Константин Лопушанский: «Проникнув в чужую душу, постичь судьбу родины»

Все старые петербургские вывески были еще на своих местах, но за ними, кроме пыли, мрака и зияющей пустоты, ничего не было. Сыпняк, голод, расстрелы, темнота в квартирах, сырые дрова, опухшие до неузнаваемости люди.... Город не просто изменился, а решительно превратился в свою противоположность.
(А, Ахматова)

Черно – белые кадры. Идеальная историческая натура, воспроизводящая атмосферу продуваемого ветрами военного Петрограда. Рефреном - «музыка» ветра и одиночества… Все это в фильме Константина Лопушанского «Роль», мировая премьера которого состоялась 25 июня 2013 года.

 
А в библиотеке им. А.С .Пушкина просмотр фильма прошел в рамках заседания киноклуба «Панорама»


Действие картины переносит зрителей в начало 20-х годов. Гражданская война. Актёр Николай Евлахов попадает в плен к красным и оказывается как две капли воды похож на красного командира, который собирается его расстрелять. После смерти командира артист решает сыграть роль погибшего, а по сути, прожить за него судьбу.

Попытки объяснить тайну актерства были всегда, но в начале века в профессию вкладывалась какая-то особая философия. Именно Серебряный век пытался формулировать некие тайные смыслы в искусстве, в том числе и в театре. Считалось, что высшая форма актерского мастерства – игра не на сцене, а умение сыграть роль в реальной жизни, с реальными людьми. Эти идеи были так популярны и в теории Николая Евреинова о «двойном театре», театре жизни.

«Роль» для Константина Лопушанского это очень актерская картина. Кастинг был особый для всех. Единственный актер, которого утвердили практически сразу на главную роль – Максим Суханов. Только ему под силу было сделать образ объемным.
Максим Суханов. Фото: Интернет.
Он абсолютно достоверен, когда играет роль актера Серебреного века (сделал даже легкий намек на сходство со Станиславским), и когда он появляется в Петрограде в образе комиссара Плотникова, тут уже угадывается простонародно-поэтическая манера речи, поведение, присущее послереволюционному времени. Одновременно играя и проживая роль, вернее, роли, Суханов балансировал на грани реальности и безумия.

Кроме того, гениальна работа финской актрисы Марии Ярвенхельми. В фильме – это жена Евлахова. Мария на пробах настолько идеально проиграла несколько сцен, где говорила по-русски, что режиссёру даже в голову не пришло, что она вообще не знает русского языка.

М. Суханов и М.Ярвенхельми. Кадр из фильма.

Одна из тем картины — тайна творчества. Его магия. В фильме несколько тем, несколько слоев, смотреть можно бесконечное количество раз, и каждый раз будет всплывать новый смысл фильма.

Константин Лопушанский: «Чтобы познать смысл произошедшего со страной, актер способен сделать только одно — вжиться в образ человека, находящегося по другую сторону баррикад. И проникнув в чужую душу, постичь судьбу родины»

В фильме каждый шаг точно выверен, каждая сцена рассчитана верно. Однако были на съемках и элементы импровизации.

В эпизоде, когда, вернувшись из эмиграции в Петербург, герой Суханова едет в выстуженном трамвае, то видит через замерзшее стекло Петропавловскую крепость. И Суханов предложил в этом эпизоде прочитать не очень известные стихи Мандельштама. «Пусть в душной комнате, где клочья серой ваты...»

Исторический антураж фильма – это отдельная тема. Снять черно – белый фильм  -это былгениальный психологический прием. Через черно – белые фотографии и фильмы мы до сих пор воспринимаем то время в черно – белом цвете.

Кадр из фильма.
В начале фильма - настоящий проржавевший паровоз!



Через вой ветра и метели создан образ жуткого холода. Все это делает картину настолько правдоподобной, что теряется ощущение реальности происходящего. Ты не думаешь – могло это происходить в 20 – ые годы, или нет. Ты просто участвуешь внутри этих сцен, не отвлекаясь на  цвет, музыку, кадр. Кстати, о музыке. В фильме ее нет. Если не считать музыку военного Петрограда – вой ветра, метели, звуки замерзшего трамвая… Только в последних кадрах идет Дебюсси… - звучание роковой эпохи.



Да, фильм не простой, многоплановый. Он заставляет задуматься, открывает глубокий философский смысл. И в результате возвращает веру в кино как в искусство.

После последних кадров, финальных аккордов хочется вернуться к началу фильма и вдумчиво, не торопясь пересмотреть гениальную работу Константина Лопушанского. 

Смотреть стоит. Что думаете вы?

10 комментариев:

  1. пушкинка,

    Спасибо за рассказ о фильме.
    Надо посмотреть, будет ли он идти во французском прокате.

    Мне очень нравятся чёрно-белые фильмы. В них какая-то особая аура.
    Французский, "оскароносный" фильм The Artist меня не разочаровал.

    Хороших выходных !

    ОтветитьУдалить
  2. Tatiana, спасибо.

    The Artist посмотрю обязательно! Как сказал об этом фильме продюсер и композитор фильма "Роль" Андрей Сигле: "У черно - белого кино появился сильный аргумент - "оскароносный" "Артист"

    Если "Роль" пойдет во французском прокате, посмотри обязательно - не разочарует! Вообще, было сделано два варианта фильма - для русского и зарубежного проката. Во втором меньше текста, "чтобы не душить зарубежного зрителя несоразмерным количеством субтитров." Но на московский кинофестиваль взяли международный вариант, на Петербургский кинофорум - тоже, и прокатчик выбрал его.

    Плодотворной недели! :))

    ОтветитьУдалить
  3. Смотрела и «Артист» и «Роль». Эти фильмы такие разные, их роднит только одно, что оба черно-белые. Но, как ты сказала, Пушкинка, «смотреть стоит» и тот и другой. :)

    Удивительная тенденция в кинематографе, снимать черно-белое кино, в то время как все старые черно-белые советские фильмы «раскрасили», а фильмами в 3D уже никого не удивишь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Через цвет (в данном случае - его отсутствие) легче погрузиться и понять ту эпоху. И потом - это авторский фильм. (Я о "Роли") Лопушанскому "важно было войти во время..." Потому как, когда зрители видят на экране нечто, вызывающее ассоциации, подсознательно верят происходящему на экране. И это, конечно, более ценно... А фильмами в 3D уже никого не удивишь, тут ты права!

      Удалить
    2. пушкинка, varvara,

      "Артист" ведь ещё и немой :) Меня он этим и привлёк :)
      Было очень приятно увидеть Жана Дюжардена в другом амплуа.

      А что до 3Д...сейчас, на самом деле, все фильмы делют в этом формате, но не ко всем фильмам он подходит ;)

      Удалить
    3. Я все еще жду свободного вечера, чтобы посмотреть The Artist.

      Tatiana, а у тебя есть такие фильмы, к просмотру которых хочется иногда возвращаться?

      Удалить
    4. пушкинка,

      Мне в основном нравятся старые фильмы. С Одри Хепбёрн, например.
      Из современных :
      "Вам сообщение" С Мэг Райян и Томом Хэнксом (потому, что там речь не только о любви, но и о книгах ;))
      "Пока ты спал" с Сандрой Баллок
      "Дом у озера" с Сандрой Баллок и Киану Ривзм (восхитительный фильм, неописуемо красивая пара, красивая музыка. И опять же роман Джейн Остин ;))

      А у тебя ?

      Удалить
    5. Tatiana,

      Мне нравится просто хорошее кино. Например, кино, уже ставшее киноклассикой: Андрей Рублев, Зеркало - А.Тарковского.
      Или. Такие фильмы, после которых остается долгое послевкусие: Достучаться до небес Т.Янс; Общество мертвых поэтов П.Уир; Куда приводят мечты В, Уорд... Иногда возвращаюсь к Форресту Гампу (Р.Земикис), снятому по одноименному роману У.Грума, причем фильм заметно отличается от книги в лучшую сторону, как мне кажется. Книга намного циничнее и тяготеет к сатире, а в фильме больше философских акцентов.

      Примерно так... Удачного начала недели! :)

      Удалить
    6. пушкинка,

      Спасибо за ответ :)
      Форреста мы часто цитируем ;)

      Я вчера ещё раз посмотрела "Завтрак у Тиффани" с Одри Хепбёрн. И пришла к выводу, что это не самый мой любимый фильм с ней. А вот книга мне очень понравилась. Героиня там была более загадочной.

      Удалить
    7. Tatiana, спасибо, мне уже захотелось прочитать эту книгу!

      А Форреста действительно можно растащить на цитаты... Еще и обаятельный Том Хэнкс в главной роли... Пожалуй еще раз пересмотрю!

      Удачного дня!

      Удалить