вторник, 25 июля 2017 г.

Простые волшебные вещи, или Тебя вдохновлял гений!


На небе только и разговоров, что о море и о закате. Там говорят о том, как чертовски здорово наблюдать за огромным огненным шаром, как он тает в волнах… И еле видимый свет, словно от свечи, горит где-то в глубине…
(с)  «Достучаться до небес»

Оказываясь рядом с морем, на прогретой солнцем мостовой, встречая день запахом соленого ветра, радостью искрящихся брызг, которые так и норовят лизнуть тебя в щеку, набегающей на пятки морской волной – ты вдруг понимаешь, что жизнь, в общем – то классная штука. И нет такой причины, по которой это может быть не так. Вот ни одной, Даже самой маленькой. Все неприятности если и были, то как – то не по правде, короче говоря, сплошная иллюзия и самообман…
Крым. 2016.
Побережье Черного моря. Крым. 2016.
Тот, кому море дает силу и новую жизнь всегда стремится к этому морю.
Любимая великим художником маринистом Феодосия. Крымское побережье. Всегда такое разное море…
Такие простые волшебные вещи... Смотрите) Картины величайшего живописца 19 века – Ивана Константиновича Айвазовского. 

Ночь в Крыму. Вид на Аю-Даг. 1850.
Беспокойное море. 1877
Страсть к путешествиям и неизбывная любовь к морю на полотнах художника мариниста.

Аю-Даг в туманный день. 1853.
.Вечер в Каире..1870.
Иван Крамской утверждал, что Айвазовский «есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще». А великий английский пейзажист Уильям Тернер посвятил ему стихотворение и называл гением: «… искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновлял гений!»

Мои друзья, узнав, что я в Феодосии, просили непременно передать привет Ивану Константиновичу. А как же иначе! Своим гением он способен не только привить любовь к морю, но и страсть к путешествиям. Мистика?.. Отнюдь.

Секрет в том, что он вырос рядом с морем. Вид на Чёрное море, крымские степи и расположившиеся на них древние курганы способны пробудить любого… а уж того, кому кисти, краски и холсты снились по ночам – тем более.

Море чудесное, синее и нежное... На берегу его можно прожить 1000 лет и не соскучиться, - писал о Феодосии А.П.Чехов.

Феодосию художник любил неистово. Став практически жителем Европы, путешествуя и переезжая из города в город, из страны в страну, побывав в Италии, Германии, Голландии, Англии, Швейцарии, Испании, Франции, Португалии, он всегда помнил про крымские степи и Черное море. Он мог бы стать гражданином любой страны. Везде его встречали признание, триумф и слава! Но при первой же возможности он возвращается в Феодосию. Построив особняк в стиле итальянского палаццо, он выставил на суд зрителей свои полотна.
Айвазовский И.К. Феодосия. 1890 -е . 
Фото: Интернет.
Крымское побережье давало не только силу, но и возвращало любовь к земле.

Всю осень я провел почти на Южном берегу Крыма, где я совершенно наслаждался природой, видя одно из лучших мест в Европе... И потому я купил маленький фруктовый сад на Южном берегу. Удивительное место. Зимой почти все зелено, ибо много кипарису и лавровых деревьев, а месячные розы цветут беспрестанно зимой. Я в восхищении от этой покупки, хотя доходу ни копейки, но зато никакие виллы в Италии не заставят меня завидовать. (из письма к графу П.Н. Зубову весной 1846 года)

А горожане… ну, что горожане, они звали Ивана Константиновича «отцом города». Еще бы. Он был крестным отцом половины младенцев Феодосии, причем каждому выделял частицу из своих солидных доходов. Говорят, живописец любил дарить рисунки: картины Айвазовского в Феодосии у многих жителей неожиданно оказывались в домах в качестве драгоценных подарков.

Впрочем, для него и этого было мало… Он открыл в родном городе картинную галерею, библиотеку, рисовальную школу, «Музей Древностей», на его средства провели реконструкцию морского порта. Ну и фонтан. Да. Он и сейчас является одной из главных достопримечательностей города. Художник был к тому же и не плохим проектировщиком)) В условиях нехватки воды, он спроектировал фонтан, к которому провели водопровод. Построенный на его деньги и по его проекту, он был подарен жителям города.

Фонтан жителям города.
Фото: Интернет
Так выглядит фонтан сегодня. Феодосия. 2016.
Еще он мечтал о железной дороге! Хотел, чтобы из окон собственного дома можно было ее увидеть. В результате, он стал одним из главных акционеров Акционерного общества феодосийской железной дороги.  Дорога «Феодосия — Джанкой» была построена в 1892 году. Так в одночасье, Феодосия превратилась из небольшого провинциального, богом забытого городка в современный город.
Дом  Айвазовского рядом с железной дорогой.
Фото: Интернет
Сегодня здесь ходят только поезда местного значения.
Феодосия. 2016.
В его жизни было много противоречий, которые скорее не усложняли его жизнь, нет, но  делали ее оригинальной. Он был турком по происхождению, армянином по воспитанию, а стал русским художником. Он общался с Берилловым и его братией, но сам никогда не ездил на их вечеринки и не понимал богемный образ жизни. Любил дарить свои работы, а в обыденной жизни слыл прагматичным человеком.

Талант его раскрылся и при строительстве дома, где он жил и работал. Даже в 19-м веке он выделялся среди других архитектурных сооружений. Музей стоит на берегу моря и напоминает итальянскую виллу. Его охраняют скульптуры древних богов и грифоны. Вокруг фасада пилястры из серого мрамора.

Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского.
Феодосия. 2016.
Грифоны и скульптуры богов.
Феодосия.2016.
Грифон в роли стража.
Феодосия. 2016.


Сегодня дом является памятником архитектуры. Он и сейчас стоит на улице Галерейной, 2.
В советское время у парадных дверей дома стояли два античных мраморных льва. Эти мраморные статуи, датируемые IV в. до н. э. были подняты со дна Керченского пролива в начале 20 века. Сначала они охраняли вход в феодосийский Музей древностей на горе Митридат.

А когда музей переехал в здание галереи Айвазовского, вместе с ним переехали и львы — на их широких и гладких спинах любили сидеть дети. Сейчас львы находятся в лапидарном дворике Музея древностей, у которого уже давно своё собственное здание, расположенное рядом с галереей Айвазовского.

Лапидарный дворик Музея древностей.
Феодосия. 2016.
На гладких удобных спинах львов и сейчас удобно сидеть.
Феодосия. 2016.
Галерея стала первым на территории Российской империи музеем одного художника. Перед музеем стоит памятник, подаренный городом великому художнику в 1930 году -  «Феодосия – Айвазовскому».
Открытие памятника Айвазовскому в 1930 г.
(крайний справа на фото - Александр Грин)
Фото: Интернет.
Памятник великому художнику работы И.Я.Гинцбурга.
Фото: Феодосия. 2016.
Мое искреннее желание, - писал Айвазовский,- чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу.



В знак благодарности семье Айвазовского феодосийцы установили фонтан-памятник «Доброму гению». Бронзовая женская фигура держит в руках раковину, из которой вода стекает в каменную чашу, и, переполняя её, спадает в бассейн, По рассказам старожилов, в бронзовой фигуре узнавалась Анна Никитична, жена художника И. К. Айвазовского.

Памятник "Доброму гению"
Открыт в 2004. Скульптор В.Замеховский.

По мнению жителей города - Анна Никитична Саркизова (Бурназан, жена И.К.Айвазовского.
Феодосия.2016.)

Памятник - достопримечательность парка Юбилейный, что в центре города. Он начинается от Привокзальной площади и тянется до Морского порта. Прогулкой по его уютным тропинкам можно долго наслаждаться)
Парк "Юбилейный".
Феодосия. 2016.
Скончался легендарный живописец 19 апреля (по старому стилю) 1900 г. Был похоронен в Феодосии, во дворе средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса). С  ней связаны многие важные события жизни художника. Здесь его крестили. Здесь он венчался со своей женой Анной Саркисовой-Бурназян.
Надпись на мраморной плите гласит: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память».
Церковь Сурб Саркис.
Феодосия. 2016.
P.S. Ах, будете в Феодосии, найдите время посетить Галерею И.К.Айвазовского. В огромнейших залах выставлены произведения не только самого Айвазовского, но и картины других представителей "киммерийской школы". Особенно богато представлено творчество К. Ф. Богаевского, М. П. Латри, М. А. Волошина. В галерее выставлены также работы Л. Ф. Лагорио, А. В. Фесслера, а также многих зарубежных и советских маринистов.

P.P.S. Ну и привет, да! Не забудьте передать привет Ивану Константиновичу!))

О творчестве Айвазовского можно прочитать здесь 
О жизни и творчестве художника 
ФОТО: Н. Зырянова

4 комментария:

  1. Моя любимая Феодосия! С удовольствием вспомнила эти уютные уголки. Айвазовский просто уникальный был человек и ведь сколько картин написал!
    Одно только уточнение. Это сегодня кажется, что похоронен художник во дворе церкви (так и в Википедии написано). Но разве можно было раньше представить, что выдающегося человека похоронили "во дворе". Нет, его похоронили в крипте церкви, под землей. Туда можно было пройти из самой церкви Сурб Саркис, а можно было из церковного двора: вниз вели ступени. Как-то в крипту проникли дети, а выбраться не смогли из-за обрушений свода (их потом спасли все-таки), тогда было решено крипту замуровать, а сверху установить памятник чете Айвазовских. Информация достоверна (получена от смотрителей церкви).
    Писала об этом здесь
    http://solodenkovagalina.blogspot.ru/2015/11/blog-post_29.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, да. Потрясающей Души человек! Спасибо за уточнение, Галина))) Эту информацию не знала, нам рассказали несколько иначе))))

      Удалить
  2. Мне прежде всего понравилась вступительная часть сегодняшнего рассказа!
    И, как всегда, я узнала много интересного и пойду спать менее глупой ;) Спасибо :)

    ОтветитьУдалить
  3. И вступительная часть - уже неплохо))))) Спасибо, Таня!!!

    ОтветитьУдалить