Протекшие лета мелькают пред очами,
И в тихом восхищеньи дух…Пушкин
И в тихом восхищеньи дух…Пушкин
Библиотека им. А.С. Пушкина продолжает совместный проект с Городским филармоническим залом. И 14 февраля состоялась встреча любителей изящного искусства с прекрасным. «В салоне у братьев Виельгорских, или Увлечение музицированием» -так назывался второй концерт из серии «Петербургские музыкальные салоны».
Прозвучала инструментальная музыка Алябьева, Давыдова, Глинки, Рубинштейна, Бородина, Бетховена в исполнении струнного квартета и фортепиано. Исполнители: заслуженный артист России Евгений Марков (скрипка), Борис Штивельберг (скрипка), Елена Эпштейн (альт), Вячеслав Храмцов (виолончель) и заслуженная артистка России Надежда Атлас (фортепиано).
Для всех желающих познакомиться поближе с жизнью и творчеством братьев Виельгорских – библиотека им. А.С. Пушкина подготовила выставку «Маленький храм изящных искусств»
Книжная выставка в фойе Филармонического зала. |
"Маленький храм изящных искусств" |
Элементы выставки. |
Именно так - «Маленьким храмом изящных искусств» (по другим источникам «Маленьким министерством изящных искусств») - называл дом Виельгорских замечательный французский композитор Гектор Берлиоз, не раз бывавший в нем.
Граф Михаил Юрьевич Виельгорский (1788—1856) и его младший брат Матвей Юрьевич (1794—1866) поселились в Москве в 1823 году. В своем доме они стали собирать лучшие музыкальные силы Москвы того времени. Вот свидетельство князя Одоевского, относящегося к 1824 году: «Признаемся, едва ли можно встретить в России что-нибудь подобное сим концертам, где бы соединялись выбор сочинений, и достоинство музыкантов и точность исполнения, - три условия, без которых музыка теряет цену»
Адреса проживания менялись. В конце 1820 х — начале 1830 х гг. они жили на набережной р. Мойки, 84, затем — на Михайловской площади (ныне площадь Искусств) в доме№3 (1833—37гг.), дом №5 (1837—44гг.), дом № 4 (с 1844г.)
Именно последний дом (дом номер №4) известен сегодня как дом братьев Виельгорских. Это памятник архитектуры позднего классицизма — ампира. Построен он в 1830—32 гг. по проекту К. И. Росси (архитектор А. М. Болотов). По замыслу Росси дом оформляет юго-восточную часть площади, скромностью и простотой фасада подчёркивая значимость главного сооружения ансамбля — Михайловского дворца.
Дом братьев Виельгорских сегодня. |
Кажется, что и сейчас из его окон доносятся звуки фортепиано и виолончели.
Здесь выступали Роберт и Клара Шуман, Г. Берлиоз, Г. Венявский, Б. Ромберг и другие знаменитые артисты. «Эти Виельгорские - великолепные люди для художников; они живут только для искусства...», оба они – «два превосходнейших художника, особенно Михаил, - это настоящая, художественная натура, гениальнейший дилетант...»,- писал Р. Шуман.
Михаил Юрьевич Виельгорский. |
Михаил Виельгорский получил блестящее музыкальное образование под руководством В. Мартин-и-Солера в Петербурге, Тауберта в Риге, у Л. Керубини в Париже и вновь в Петербурге у И. Миллера. С шестнадцати лет играл в струнном квартете вместе с отцом и братьями, неплохо - на альте и блестяще – на фортепиано: его игра вызывала восторг Листа. Шуман говорил о Виельгорском, что он «самый гениальный дилетант, каких я когда-либо знал». Михаил Юрьевич также писал музыку. Его романсы «Любила я», «Грозный муж» на стихи Пушкина, «Бывало» (который для фортепьяно переложил Лист), вошли в репертуар Полины Виардо и других известных исполнителей. Он даже начал создавать оперу «Цыгане», однако положение «царского друга» не позволило поставить ее на сцене (видимо, по этой причене она осталась незаконченной) А жаль – музыка, по отзывам современников, «держала душу».
Вокруг Михаила Юрьевича постоянно находились самые передовые и самые интересные люди той эпохи: он был знаком с Гёте и Гумбольдтом, Шопеном, Мендельсоном и Мейербером; в доме гостили и выступали с концертами Лист, Шуман, Берлиоз, Виардо, Вьетан, Дж.Рубини. Среди друзей были Пушкин, Грибоедов, Глинка, Одоевский, Жуковский, Вяземский, Тютчев…
Несомненно, душой общества был Михаил Юрьевич. Его неуемный нрав, общительность, природная доброта вызывали симпатию и любовь у всех, кто его знал.
Граф Матвей Юрьевич по характеру был не похож на брата – он был гораздо серьезнее и сдержаннее.
Матвей Юрьевич Виельгорский. Портрет: Брюллов К.П. |
Некоторые современники считали его одним из лучших виолончелистов не только России, но и Европы. Все свое состояние Матвей Юрьевич отписал детям своего брата, поскольку из-за неудачной попытки жениться решил сконцентрироваться только на музыке. Он также вел все хозяйственные и финансовые дела семейства. Среди друзей Матвея Юрьевича, а он шел на сближение с людьми достаточно трудно, оказалась Полина Виардо, с которой он вел длительную переписку.
Полина Виардо. |
Матвей Юрьевич собирал большую коллекцию струнных инструментов, среди экспонатов этого редчайшего собрания были даже пять инструментов работы Страдивари. По словам современников, он был виртуозным виолончелистом. Выдающиеся композиторы посвящали ему свои произведения. Так, Антон Григорьевич Рубинштейн посвятил ему свой Третий квартет, Б.Ромберг - свой Пятый (Швейцарский) концерт для виолончели с оркестром, а Ф.Мендельсон - Вторую сонату для виолончели и фортепиано. Кроме этого, Матвей Юрьевич обладал прекрасным баритоном и выступал в салонах и как виолончелист, и как певец. Декабрист Михаил Лунин, один из блестящих исполнителей Бетховена, так вспоминает об его игре: «Матвей послал за своим инструментом и стал играть. Вот это была музыка. Мы не знали, где мы, на небе или на земле: мы забыли обо всем на свете»
Приемы у Виельгорских по воспоминаниям современников носили особый отпечаток: «У них редко танцевали, – пишет Соллогуб, – но почти каждую неделю в отдельном помещении, устраивались концерты, в которых принимали участие все находившиеся в то время в Петербурге знаменитости…» Князь Мещерский говорил, что «все заграничные музыкальные знаменитости, перебывавшие в Петербурге, по приезде, прежде всего, являлись к графу…». Гектор Берлиоз вспоминал о том, как впервые оказался в российской столице: не успел он распаковать чемоданы, как к нему пришли звать на вечер к графу Виельгорскому.
"– Однако, как могли узнать, что я уже здесь?
– А вот... узнали..."
Берлиоз отправился к приглашавшему. В тот же вечер директор Императорских театров, назначил ему день концерта в зале Благородного собрания, а дирижеру Ромбергу и директору капеллы Львову было поручено составить оркестр и хор. «То есть, не прошло и четырёх часов после моего приезда, – написал потрясённый Берлиоз, – как я уже оказался in medias res (в курсе дел)».
Именно в доме Виельгорских Ф.Лист в первый раз играл «Руслана и Людмилу» по партитуре (с листа). «Здесь теперь Лист, с которым я очень музыкально познакомился. Это - царь пианистов и доселе никто на этом инструменте не произвел на меня подобного действия. Я никогда не думал, что можно так играть музыку Бетховена, например старые его сонаты», - из письма графа М.Ю. Виельгорского к своим детям в Петербург из Рима (1839 г.)
В салоне слушали как дилетантов, так и именитых музыкантов. Часто концерты бывали и в виде «утренников». Слушали, например, по отзывам князя Одоевского, в один день и симфонию Ромберга, и хор Мегюля, концерт Л. Фильда для фортепиано с оркестром, фугу Моцарта, концерт Шпора, увертюры из опер Вебера «Эврианта» и «Вольный стрелок», симфонию Михаила Виельгорского. «Прибавьте к сему исполнение со всей музыкальной роскошью, определенное, соразмерное число инструментов, оркестр, расположенный уступами в удобнейшем порядке, собрание людей с истинною страстию к искусствам - и Вы получите весьма слабое понятие о сем концерте»
Квартет у М.Ю.Виельгорского. Литография П.Рообаха 1840- гг |
А музыка Бетховена? О, это настоящее открытие Михаила Юрьевича Виельгорского. Во время первой своей встречи с Бетховеном в Вене, когда еще совсем юный Миша Виельгорский оказался в числе восьми слушателей на репетиции «Пасторальной симфонии», он так неистово аплодировал, что был вознагражден персональным поклоном великого компо¬зитора. С того момента Виельгорский становится вос¬торженным поклонником, блестящим исполнителем, одним из первых в России пропагандистов сочинений Людвига ван Бетховена.
Украинская народная песня в обработке Бетховена.
Кроме этого, он «совершенно (по свидетельству Бутурлина) помешался на Моцарте…» Как композитора его высоко ценили многие современники. Известный русский критик В.Ф. Одоевский, имевший собственный салон и известный своей любовью к музыке И.- С. Баха (исполнял его клавирную и органную музыку), считал одним из лучших композиторов и самым глубоким музыкантом в Европе.
Интересное отражение музыкальные вечера нашли в литературе. Один из таких вечеров М. Ю. Лермонтов описал в своем незаконченной повести "Штосс". А Михаил Юрьевич Виельгорский послужил прототипом графа В.
Часто бывал в салоне братьев Виельгорских А.С. Пушкин. Михаил Юрьевич был консультантом Пушкина по музыкальным вопросам. Из письма Пушкина Вяземскому в сентябре 1825: «Посылаю тебе дикий напев подлинника (песни «режь меня»). Покажи это Вьельгорскому — кажется, мотив чрезвычайно счастливый» Виельгорский написал музыку на ряд стихотворений Пушкина: «Старый муж, грозный муж», «Ворон к ворону летит», «Черная шаль», «Кто при звездах и при луне...» (из «Полтавы»). Стихотворение Пушкина «Колокольчики звенят…» написано для незаконченной оперы М.Ю. Виельгорского "Цыгане", не имеющей отношения к одноименной пушкинской поэме. В дальнейшем получило распространение как "цыганский" романс на музыку М.Ю. Виельгорского.
Элемент выставки: стихи А.С.Пушкина |
В музыкальных вечерах дома Виельгорских в 1840-х годах активное участие принимал М. Глинка. И здесь же состоялась первая репетиция оперы Глинки «Жизнь за царя». В доме бывали именитые гости: В. Жуковский, Н. Гоголь, К. Брюллов, П. Вяземский и много других. Поражала огромная начитанность Михаила Юрьевича. В числе первых он слышал авторское чтение трагедии «Борис Годунов», «Ревизор» и «Мертвые души». Случайно обнаружив между нотами на фортепиано у Грибоедова несколько листов со стихами комедии, он «носился с ней повсюду и, таким образом, первый распространял известность «Горя от ума». Вильегорскому близка была карамзинская вера в изначальную мудрость личности, в могущество знаний и благую роль просвещения. Ему посчастливилось беседовать с Гете, Керубини, Бетховеном, Россини, Шуманом, Берлиозом, Листом. Он имел возможность соотнести их мысли с мыслями Державина, Жуковского, Пушкина, Глинки, Грибоедова, Одоевского, Гоголя, Серова, Тургенева, Григоровича.
Несомненно, братья оставили большой след в музыкальной культуре. Матвей Юрьевич Виельгорский был одним из основателей Русского музыкального общества, свою богатую библиотеку и инструменты завещал Консерватории, а свою знаменитую виолончель Страдивариуса подарил К.Ю. Давыдову.
Да… «Славным концертом» можно назвать состоявшийся концерт Городского филармонического зала. Музыка не оставляет тебя равнодушным. После этого хочется остановиться в суете быстротекущего времени и подумать …
Выставка. Заинтересованные читатели и вдохновенные слушатели. |
P.S. Кстати, хранящееся в ОР РГБ обширное нотное собрание Виельгорских (фонд 48), включающее печатные издания и рукописи, на сегодняшний день практически не изучено… Однако.
Пушкинка, ты права. Читатели очень заинтересованные. Спрашивали выставку утром в библиотеке, еще до того как ее поставили вечером в Городском филармоническом зале. :)
ОтветитьУдалитьНотное собрание Виельгорских не то, что не изучено, его даже сложно найти! По крайней мере, я в интернете искала и не нашла. :( Хотя некоторые люди утверждают, что интернете можно найти все. Посмею с этим не согласиться.
Нотное собрание Виельгорских хранится в ОР РГБ. Большинство нотных материалов переплетено в альбомы, но списки не содержат сведений об авторе слов и музыки, отчасти оттого, что в сфере домашнего и салонного вокального музицирования первой половины XIX века сохранялась тенденция к анонимности. Все так просто... Лежат себе такие "обезличенные" опусы и никому, по существу, нет до этого никакого дела.... Грустно.
ОтветитьУдалитьХотя, знаешь, подумала... это еще не самая большая печаль нашего мира.
ОтветитьУдалить