четверг, 21 ноября 2013 г.

Любители интеллектуальной литературы о...

Исторический роман
сочинял я понемногу,
пробиваясь как в туман
от пролога к эпилогу.
Б.Окуджава.

Любителей чтения меньше не становится. Это особенно заметно, когда на заседания клуба «Любители интеллектуальной литературы» приходят они же – любители. 

Клуб в библиотеке существует не первый год. И 15 ноября состоялось очередное его заседание.
Заседание клуба.

Клуб "Любители интеллектуальной литературы"

В этот раз поводом для обсуждения стал роман Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» Названием послужила строчка стихотворения, написанного в 1902 г. Александром Блоком.

Растут невнятно розовые тени,
Высок и внятен колокольный зов,
Ложится мгла на старые ступени…
Я озарен – я жду твоих шагов.


Фото: Александр Чудаков. Интернет


Александр Чудаков  - выдающийся российский филолог. Написанную им книгу многие литературоведы и читатели называют автобиографической
Сегодня этот жанр стал более художественным, соединив два понятия - «фикшн» (чистый вымысел) и «нон-фикшн» (документальная проза).

Хотя, книга создана на автобиографическом материале,  Александр Чудаков кое в чем видоизменил себя самого как его героя, например, сделал из филолога – историком… Замысел романа возник у него в ранние студенческие годы. Из дневника: «Попробовать написать историю молодого человека нашей эпохи, используя автобиографический материал, но не давая своего портрета».

Решением жюри конкурса «Русский Букер» роман признан лучшим русским романом первого десятилетия нового века.


Он – об одной дружной интеллигентной семье, которая живет в городе Чебачинск. Это маленький городок на границе Казахстана и Сибири, который кто-то «наверху» ошибочно посчитал  подходящим местом для того, чтобы ссылать заключенных. А городок, между тем, оказался настоящим оазисом. В сталинское время семья Александра Павловича переехала сюда (город Щучинск - Северный Казахстан) из Москвы самостоятельно, не дожидаясь ссылки. Жили и трудились вместе, несколько поколений одной большой семьи, стараясь сохранять то, что осталось от страны с названием Россия. Жизнь их безумно интересна, хотя и на пределе всех человеческих возможностей.

Герой чудаковского романа-идиллии — Дед, Леонид Львович Саввин, Патриарх семьи. Рассказ же идет от лица его внука – Антона. Прежде всего, эта книга о сохранении семьи и ее культурного уклада. Это все тот же семейный эпос, и необыкновенность его сюжета именно в правильном течении жизни, которая сложилась несмотря ни на что.

Критики роман называют «гомерически смешным и невероятно грустным»

Дед лежал, а я сидел рядом на особенном стульце и читал ему «Правду». Газету эту дед в руки брать не любил, и когда говорил: «Почитай, о чём из столиц исповещают подданных», я уже знал, что читать надо только заголовки, делая после каждого паузу, во время которой дед говорил: «Всё ясно» или «Потери несут, конечно, только немцы», или, чаще всего: «Валяй дальше».

Интересно,  как к роману отнеслись 17 – летние читатели. Оказывается, чтение такого текста для них дело совсем не легкое. Продираться приходится  сквозь частокол незнакомых терминов, слов и предложений. Я, как ни старалась найти что – либо «не понятное» – не смогла. Что это? Два разных поколения? Но ведь язык все тот же – русский, богатейший язык! Чудаков – именно знаток языка. Вы когда читаете, то даже не замечаете, что читаете. Текст плавно трансформируется в образы, картины, связанные одним сюжетом.

Возникает вопрос – почему этот роман считается лучшим романом 10 – летия? Оказывается, «мир после прочтения становится лучше и светлее, чем до прочтения» Это мнение книгу прочитавших.

Конечно, роман никого не оставил равнодушным, взволновал всех, и каждый увидел там своё.  Сначала шло обсуждение романа. Потом совершенно неожиданно начали всплывать воспоминания чьи – то (чьи?..) - картины ушедшей эпохи, сотканные из подслушанных в детстве разговоров и обрывков фраз взрослых. Присутствующие начали делиться воспоминаниями о жизни бабушек и дедушек, о своих воспоминаниях и о воспоминаниях воспоминаний. Наверное, в этом и состоит лечебный эффект литературы, когда книга вызывает не только эмоции (что вполне закономерно), но и позволяет начать разговор о личном.  

Последние страницы романа, где внук находит выпавший листок, написанный рукой деда, оказались для меня именно тем якорем, который зацепился за мое персональное прошлое. 

Жальче всего было дедовой толстой записной книжки, куда он вперемежку заносил и выписки из книг, и свои мысли. От нее случайно остался в тумбочке выпавший листок — неясно, с дедовским текстом или выпиской. По почерку время не определялось: рука деда и в последний месяц жизни была тверда, как тридцать, сорок лет назад, и глаза, как и тогда, не знали очков.
«…душа моя будет смотреть на вас оттуда, а вы, кого я любил, будете пить чай на нашей веранде, разговаривать, передавать чашку или хлеб простыми, земными движеньями; вы станете уже иными — взрослее, старше, старее. У вас будет другая жизнь, жизнь без меня; я буду глядеть и думать: помните ли вы меня, самые дорогие мои?..»


А какая из последних прочитанных книг произвела на вас особое впечатление?

P.S. Предлагаю посмотреть маленький фрагмент передачи, которая была записана в 2002 году и шла по каналу «Культура». Интервью с Александром Павловичем Чудаковым.



4 комментария:

  1. Пушкинка, последний абзац и меня зацепил. Мне кажется, что эти строки из письма деда, не могут оставить никого равнодушным.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, varvara. В книге достаточно много таких моментов. Которые цепляют. К ней можно возвращаться и возвращаться... Будет время, почитай обязательно. :)

      Удалить
  2. Очень хороший пост, последний абзац - действительно главное, что мы имеем в жизни: помним ли мы своих ушедших родных и как мы сами живем, будут ли нас помнить наши дети и внуки? Очень хорошие нравственные вопросы возникают. Спасибо за интересную подробную информацию о книге, слышала о ней, но не читала. Заинтересовала всерьез.
    А я сейчас начала читать книгу Марии Городовой "Колыбель огня" (Главная книга о любви). Автор - профессиональная журналистка и писательница, ведущая необычайно популярной рубрики "Переписка" в "Российской газете". Эта книга - собрание различных историй о любви, часть из них публиковались на страницах газеты и получили горячий отклик и у молодежи, и у людей постарше. Эти истории из жизни потрясают и вдохновляют, возмущают и даже шокируют. Горячо, откровенно, с болью и надеждой - о ЛЮБВИ. Я читала многие статьи автора в газете, меня привлекает полемика и её блестящая аргументация, где чувствуется ум, эрудиция и интеллект автора. Я думаю, что книга понравится, по крайней мере, первые страницы прочитала на одном дыхании.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Людмила, за комментарий.

      С книгами М.Городовой не знакома, спасибо за информацию... :))

      Удалить