пятница, 21 февраля 2014 г.

Фредерик Кемпф: Звездная встреча.


Есть в нас струны, которые должен задеть кто-то со стороны. Джон Апдайк. 

Мне казалось, не так уж много людей в нашем городе ходит на концерты классической музыки. И была приятно удивлена, когда Городской филармонический зал 19 февраля был полностью заполнен. В этот день состоялся концерт известного, талантливого и потрясающе обаятельного пианиста Фредерика Кемпфа. Это первый концерт знаменитого британского пианиста в нашем городе.

Фото: Интернет

Сегодня Кемпф – один из самых востребованных музыкантов в мире. Он играет с лучшими оркестрами, выступает с сольными программами в разных странах, занимается камерным музицированием, дирижирует.

Напомню, пианист родился в Лондоне в 1977-м году, родители у него не музыканты: мама – японка, папа – немец. За рояль Фредерик сел в четыре года, а в восемь уже дал первый сольный концерт. Английского пианиста в России полюбили после 11-го конкурса имени Чайковского (его называют новым Ван Клиберном), где он получил третью премию. Тогда, в 1998-м году, слушатели и пресса не согласились с оценкой жюри, посчитав его истинным победителем. Очевидцы рассказывают, что публика в знак протеста долго не покидала Большой зал консерватории, продолжая аплодировать своему фавориту, даже когда потушили свет. Тогда после конкурса Николай Петров сказал: «Фредерик Кемпф – музыкант тонкий, способный предложить свое прочтение исполняемого произведения… Я испытал шок… Метущийся, неистовый, выразительнейший Рахманинов в исполнении Кемпфа. Сразу стало ясно, что такое истинный дар Божий»

Фредерик свободно говорит по-русски. Изучение иностранных языков – это его хобби. Помимо родного английского, он знает французский, немецкий, японский. И свободно беседует на языке Пушкина, Толстого и Чехова. Это подкупает, в ответ начинаешь улыбаться и ждать чего  - то совсем запредельного. Ведь если английский пианист говорит на языке Пушкина и Достоевского, значит, он может понять и воспроизвести музыку Мусоргского и Чайковского таааак…

И вот на сцене появляется трио: пианист, рояль… и музыка. «Когда ты играешь один (без оркестра), ты чувствуешь себя свободнее. Можешь делать всё, что хочешь. Но играть с оркестром тоже хорошо, потому что музыкантам очень важно играть вместе. Это просто разные вещи»


Марина Цветаева говорила: «Слушаю не музыку, слушаю свою душу»
В этот день для нас звучала вечная музыка Бетховена (соната №30) Сам исполнитель гениальной музыки говорит, что ее «надо просто честно играть. И понять, чего хотел сам Бетховен» «По-моему, - продолжает Кемпф - мы немного забыли о его юморе. Может быть, мы его слишком серьезно играем» Относительно этой сонаты Ромен Роллан справедливо заметил, что ни одно сочинение Бетховена нельзя назвать «более гибким и более свободным», а в исполнении Фредерика это звучало сильно, смело, совершенно по – новому, одним словом по – кемпфовски.

А услышать токкату Шумана (ор. 7) оказывается уникальная возможность. Исполняют ее довольно редко - это одно из самых сложных в техническом исполнении музыкальное произведение. Мнение музыкантов: «Токката Шумана предъявляет запредельные требования к пианисту, малейшая неточность, мазня педалью сразу слышна»

Другое настроение возникает, когда звучит музыка русского композитора, участника «Могучей кучки» - музыкант представил свое прочтение исполнения цикла фортепианных пьес Мусоргского «Картинки с выставки». Интересна история создания этих пьес. Мусоргский написал их в память о своем друге, художнике и архитекторе Викторе Гартмане. Друзья называли его гениальным художником, архитектором, дизайнером (как сказали бы мы сейчас)

В феврале-марте 1874 года в Императорской академии художеств по инициативе Стасова и при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка Гартмана. Было выставлено около 400 работ, созданных за 15 лет, — рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий, было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий. Стасов в предисловии ко второму изданию «Картинок» в 1887 году вспоминал работы Гартмана:

…бойкие, изящные наброски живописца-жанриста, множество сцен, типов, фигур из вседневной жизни, схваченных из сферы того, что неслось и кружилось вокруго него — на улицах и в церквах, в парижских катакомбах и польских монастырях, в римских переулках и лиможских деревнях, типы карнавальные à la Gavarni, рабочие в блузе и патеры верхом на осле с зонтиком под мышкой, французские молящиеся старухи, улыбающиеся из-под ермолки евреи, парижские тряпичники, милые ослики, трущиеся о дерево, пейзажи с живописной руиной, чудесные дали с панорамой города…

Парижские катакомбы. Источник: 
Сатдоирский еврей. 

Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику.

На концертах Фредерика Кемпфа в России аплодисменты длятся долго. В этот раз слушатели тоже не хотели покидать зал и отпускать пианиста. На бис Кемпф исполнил сочинение Рахманинова. С присущим обаянием и недосказанностью, хрупкостью и силой. Фредерик Кемпф играет очень музыкально, тонко, глубоко по мысли, ярко по интерпретации, и самое главное - очень искренне, «по – русски» как говорит сам пианист.

Перед концертом крутились мысли, вдруг не пойму высокую фортепьянную классику. Оказывается, все гениальное просто! Надо только попробовать!

Так как фото - и видео сьемка на концерте была запрещена, я хочу поделиться видео, где Фредерик Кемпф исполняет вторую часть Патетической сонаты Бетховена. На концерте она не исполнялась. Просто эта вещь мне очень нравится. Может быть, понравится и вам…



P.S. Фредерик Кемпф регулярно сотрудничает с ведущими мировыми оркестрами: Лондонским Королевским филармоническим оркестром, Филадельфийским оркестром, Большим симфоническим оркестром им. Чайковского, Симфоническими оркестрами Московской и Санкт-Петербургской филармоний, оркестром Ла Скала, Симфоническим оркестром Сан-Франциско, оркестрами NHK - Токио, Сан-Пауло, Бирмингема и Мюнхена, оркестром Пражской филармонии, Роттердамским, Ванкуверским, Дрезденским, Бергенским, Люксембургским, Берлинским, Детройским и многими другими коллективами.  В 2001 г. он получил престижную премию Classical Brit Awards как лучший молодой британский исполнитель классической музыки. С 2007 года живет в Германии.

2 комментария:

  1. пушкинка,

    Мой ровестник, да ещё с эльзасской фамилией !
    Приятно было познакомиться с Фредериком :)

    Начала читать про него и одновременно узнала что-то новое про Мусоргского и Гартмана.
    Спасибо большое :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, всегда рада! )) Я тоже люблю узнавать что - нибудь новенькое...

      Удачной недели! :)

      Удалить