В отделе литературы по
искусству, в рамках МЯУ-эстафеты и к Всемирному дню кошек была организована
выставка «Коты в произведениях искусства».
Кошка живет бок о бок с
человеком с незапамятных времен. Изображения кошек можно встретить и на
египетских папирусах, и на древних мозаиках. Но все, же главным действующим
лицом картины кошка становится лишь к 20 веку. В ходе истории роль кошки в
жизни человека претерпевала изменения, вместе с тем менялось и отношение к
кошкам, и соответственно место кошки в искусстве.
|
Баст. Х век до н.э. |
Предки современных
кошек впервые появились около 10 миллионов лет назад, но они были совершенно
дикие и не общались с людьми. Когда люди занялись земледелием, их зерновые
культуры привлекали мышей и птиц, а они, в свою очередь, привлекает кошек
Считается, что человек
приручил кошку с целью защиты урожая от грызунов.
|
Богиня Баст. 1150 год до н.э. |
Первыми, кто стал
приручать кошку, были древние египтяне. Самое раннее свидетельство приручения -
это изображение кошки, которая надевает ошейник, было найдено в одной из могил
египетских фараонов. А с 1600 г. до н. э. кошку стали часто изображать в
скульптурах, росписях и иероглифах, что свидетельствует о том, что она широко
распространилась в Египте. Для египтян кошка была священной и олицетворяла
собой божество - Баст или Бастет. Баст или Бастет - богиня радости, веселья и
любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага, которая изображалась в
виде кошки или женщины с головой кошки.
В исламском мире, кошки
были уважаемы, т.к. они были любимцами пророка Мухаммеда, основателя ислама.
Существует история, что кот Мухаммеда раз уснул на рукаве халата у своего
хозяина – и чтобы не тревожить своего любимого кота, Мухаммед вынужден был
отрезать рукав халата.
|
11-й или 12-й век, бронзовая горелка
|
Эта бронзовая горелка
для ладана представляет собой кошку с полуоткрытым ртом и ушами. Спина, шея и
грудь все перфорированные, чтобы бежал ладан. На груди кошки надпись, в которой
говорится: " Доблесть, сила и слава".
Так же были уважаемы и
охраняемы кошки в Азии, т.к. люди там признали ценность их услуг в области
защиты продовольственных культур и шелковой промышленности червя от уничтожения
грызунов.
С тысячного года кошка
появляется на китайских и японских рисунках и полотнах. На картине "Мечта
кошки" К. Утамаро видно спящее животное, которое получило от хозяина
большую рыбину.
|
1494, Шэнь Чжоу, Кошка (деталь), живопись
|
Этот кот изображен в
1494 году в альбоме китайского художника Шень Чжоу, одного из первых великих
мастеров династии Мин.
Один из самых известных
японских художников-котолюбов - Утагава Куниёси - изображал котов в любом
окружении и обличье.
|
19 век, Куниеси, "Кот и золотая рыбка", ксилография
|
Одна из самых известных
гравюр Утагавы, изображающая котов всех 53 станций-городов древней дороги
Токайдо, соединявшей Киото и Эдо.
В Европе домашние кошки
жили и во времена Древней Греции, и во времена Древнего Рима, исполняя функцию
стражей продовольствия. Кошки жили рядом с людьми, но на задворках их жилищ и
на задворках сознания. Соответственно в искусстве они появились как деталь
дальнего плана или фона. В римской и греческой живописи изображение кошки
встречается на монетах, амфорах, красивых мозаиках и т.д.
|
1 век н.э., мозаика, Италия
Например, эта мозаика охота кота и его улов была обнаружена при раскопках домов в Помпеях.
|
|
1600-1580 г. до н.э., фреска фрагмент, Крит
|
А в этом
фрагменте изображена кошка за кустом, которая осторожно выслеживает фазана.
|
1600-1500 г. до н.э., бронза, Микены |
Еще одну сцену охоты
кошки можно увидеть на инкрустированном бронзовом кинжале, лезвие из царских
гробниц в Микенах (Греция). На нем изображен кот, который охотится на водоплавающих птиц.
Большинство западных
художников средневековья придерживались религиозной живописи. Каждый объект в
картине символизировал определенную идею или концепцию в христианской доктрине.
В иконографии христианского искусства, кот символизирует как лень, так и
похоть. Средние века были темными веками для кошки в христианском мире, где
было широко распространено мнение, что дьявол принял форму черного кота. Поэтому
на картинах художников того времени кошки практически не появлялись. Лишь только
в эпоху Возрождения такие художники как Дюрер и Леонардо изобразили кошку на
своих полотнах.
|
1504, Дюрер, "Адам и Ева" (деталь), гравюра
|
А. Дюрер поместил кошку
в раю у ног Адама и Евы.
|
Леонардо да Винчи (1452-1519) "Кошки и драконы"
1513-1515
|
Леонардо любил подолгу
наблюдать за кошками. Он зарисовывал их в самых разных позах, изучал их
повадки, делал наброски сцен борьбы, умывания, ловко схватывая игру, проявления
гнева и радости.
В 17-18 веке в
западноевропейской живописи наступил перелом: постепенно кошка прокралась с
заднего двора на парадное крыльцо, а потом и к нам в душу, где прочно
обосновалась, и живет по сей день. Она появляется в качестве аксессуара на
портретах и натюрмортах. Она еще не является главным предметом композиции, но в
тоже время она важная смысловая деталь картины. На портретах юных барышень с
помощью кошки подчеркивалась их мягкость и нежность. В статичные натюрморты кошка
вносила интригу и действие. Как правило, она изображалась ворующей еду. В
прочем воровство это изображалось с юмором и некоторым восхищением ловкостью и
сообразительностью кошки.
|
Ж. Шарден "Кошачье счастье", 1728 (Натюрморт с котом и рыбой)
|
|
Франсуа Депорт "Собака и кошки дерутся на кухне"
|
Как, например, на
картинах Ф. Депорта (1661 - 1743) "Натюрморт с дичью и овощами" и Ж. Шардена.
На картине Шардена черепаховая с белым кошка медленно подкрадывается к тарелке,
стоящей рядом с черным кувшином.
Анимализм как жанр,
возможно, эволюционировал из натюрморта, в который включались такие действующие
фигуры как кошки и собаки. Постепенно они начали выходить на первый план.
Первоначально анимализм
считался низким жанром. Художники, определяющие стиль эпохи в нем не работали.
На
картинах Ренуара, Гогена, Дега кошки встречаются где-нибудь на заднем плане.
Кошка не главный элемент картины.
На картине Г. Курбе
(1819 - 1877) "Ателье художника" (1855) , главы французского
реализма, художник изображен за работой, в окружении друзей и родных. На
переднем плане картины - играющая кошка.
|
Г. Курбе "Ателье художника" |
В картине П. Гогена
"Таитяне" спящая кошка, расположившаяся у ног людей, подчеркивает
настроение общей расслабленности и безделья.
Известны графические
работы "Кошки и цветы" и "Рандеву с кошками" Э. Мане", "Девушка с кошкой" О. Ренуара, на которого не могла не подействовать
чувственная красота этих животных. Ренуар написал множество кошек, сидящих у
девушек на руках или самостоятельно.
|
Огюст Ренуар "Спящая кошка" 1862
|
|
Ренуар "Жюли Мане с кошкой"
|
|
Огюст Ренуар "Женщина с кошкой" |
Особняком стоит картина
"Женщина с кошкой" импрессиониста Огюста Ренуара. Молодая миловидная
женщина бережно держит на руках темно-серую кошку, которая нежно прижимается
головкой к ее лицу, лапы торчат в разные стороны.
На другой картине О.
Ренуара женщина с интересом наблюдает за кошкой, которая, стоя на столе на
задних лапах, принюхивается к большому комнатному цветку.
На картине Э. Мане
(1832 - 1883) "Олимпия", созданной в 1863 году и выставленной в
парижском Салоне в 1865 году изображена молодая девушка, отдыхающая на кровати,
покрытой светлым покрывалом. На девушке нет никакой одежды и украшений, кроме
красного цветка в волосах, черного шнурка на шее и сандалии на одной ноге.
Олимпия вместе с белым покрывалом образует большое белое пятно на черном фоне,
на котором помещена голова негритянки, подносящей букет, и черная кошка.
|
1865 г., Эдуара Мане, "Олимпия", травление
|
Появляются кошки и в
иллюстрациях знаменитого французского графика Г. Доре (1832 - 1883). Известна
иллюстрация, созданная им в 1862 году к "Коту в сапогах" Ш. Перро.
Кот изображен в развевающемся плаще, в сапогах с отворотами, в шляпе с пером.
На шее кота - ожерелье из мышиных голов, на широком поясе подвешена мышь и
мешок, из которого торчит мышиный хвост. Лапы у кота подняты кверху, рот раскрыт
- он зовет на помощь к хозяину, который, хитро ухмыляясь, притаился тут же под
кустом.
Художники-анималисты
появились лишь в 18 веке. Чтобы животное стало центральным элементом картины,
необходим был коренной перелом в сознании людей. Ведь на такие картины должен
был возникнуть спрос.
Например, картины Г.
Роннер пользовались большой популярностью во всем мире. Кайзер Вильгельм первый
купил одну - "Кошка, обороняющаяся против собак", а португальская
королевская чета - пять картин. К выдающимся произведениям Г. Роннер, за которые
она удостоена многих международных премий и звания рыцаря ордена Леонарда,
относятся: "Счастливая семья", "Четыре персидские кошки",
"Молодые кошки, играющие с клубком" и "Три тявкающие собаки с
кошкой на стуле". В живописных полотнах Г. Роннер кошки - главные
действующие лица. Все они выписаны с большой достоверностью.
|
"Ужин с чаем". Генриетта Роннер-Книп
|
|
"Корзина с использованной бумагой". Генриетта Роннер-Книп
|
Француз Л. Ламбер
прославился своими карандашными рисунками животных. Самые его известные работы
- "Котята, играющие на ковре", "Кошки в кузнице",
"Кормление кошек", "Четыре маленькие кошки и попугай" и
другие.
В конце XIX века Теофил
Стейнлен (1859 - 1923), французский график, выпустил альбом рисунков под
названием "Кот". По мнению И. Акимушкина, изображенные в альбоме
кошки отличались изысканной грацией, но были несколько длинноногими.
Т. Стейнлен был
завсегдатаем парижского кабаре "Ша-Нуар" ("Черная кошка»). Он
сделал для кабаре афишу, на которой изображен черный кот.
|
Теофиль Александр Стейнлен "Черный кот", 1896 |
На этой афише оставили
свои автографы все французские поэты и шансонье конца прошлого века.
Этому художнику так же принадлежат
картины "Апофеоз кошек", "Кабаре черной кошки", "Кошка
с сосущими котятами". Именно он первый изобразил кошку в рекламной
открытке для молочников.
|
Теофиль Александр Стейнлен. Рекламный плакат «Чистое
стерилизованное молоко с берегов Венжанны». 1894
|
Отдельно стоит
рассказать о "кошачьем папе" - Л. Уэйне. Герои его картин и рисунков,
выполненных в конце прошлого века, это, главным образом, люди-кошки,
удивительный мир очеловеченных животных, вращающихся в Британском обществе
конца девятнадцатого столетия. Дети-кошки, порой непослушные и
недисциплинированные, ходят в школу. Кошки-учителя воспитывают их, а над ними
смеются самые непослушные ученики. На всех рисунках Уэйна царит мир игры и
шутки. Мир кошек Уэйна, как зеркало, отражает британскую социальную иерархию. У
него есть и денди с шампанским и гаванскими сигарами, готовые к праздному
ничегонеделанию, и коты в котелках, обменивающиеся последними светскими
новостями на загородной прогулке.
|
Луис Уильям Уэйн. "Счастливый декабрь" |
Изображения кошек
первоначально неловки и далеко не безупречны с точки зрения рисунка, но
постепенно накапливается умение и опыт, причем это коллективный процесс –
художники заимствуют друг у друга удачные находки в плане композиции и техники
живописи.
В 19 веке кошки
изображались с максимальной степенью достоверности.
|
1939 г., Пабло Пикассо, "Кошки и птицы", масло
|
В 20 веке происходит
отход от реализма в изобразительном искусстве в целом и в анималистической
живописи в частности. Появляются схематичные и абстрактные изображения кошек,
но кошачью сущность они передают точно.
На рисунке Пабло Пикассо 1905
года "Купание" кошка олицетворяет собой нежность и преданность,
когда, изгибаясь, она трется о спину мужчины, любующегося женщиной с ребенком,
то на картине "Кошка с птицей" (1939) - это хищный зверь с
раздувшимся брюхом, выпущенными когтями, с оскаленными клыками, в которых он
держит птичку.
Этот кот -
олицетворение фашизма, набиравшего силу в то время.
Совсем другие кошки на
фантастических полотнах Марка Шагала (1887 - 1985). На его картине "Париж
из окна" (1913) на подоконнике сидит рыжий кот с человеческим профилем.
|
1913, Марк Шагал, "Париж через окно", холст, масло
|
В 20 веке кошка прочно
утверждается в книжной иллюстрации – и тут наблюдается необыкновенное
разнообразие кошачьих образов. Кошки появляются на открытках, календарях,
различных сувенирах.
Грациозное, загадочное
и непознанное - это животное стало темой для сотен художников всех направлений.
Во многих музеях мира это любимый экспонат, не говоря уж о многих частных
коллекциях.
Образ кошки вдохновляет
и некоторых каменских художников, таких как Ирина Бабушкина и Наталья
Говорухина.
Серия открыток
«Терракота» Ирины Бабушкиной
На картинах Натальи
Говорухиной так же присутствуют кошки. Это скорее картины-притчи иногда
радостные иногда грустные, но всегда очень трогательные. На них два равноценных
персонажа человек и кошка. Причем кошка – это родная душа, с которой можно
разделить и ожидание, и радость, и грусть, и надежду. И тогда, и соловьи поют
громче, и светлячки зажигают свой фонарик ярче!
|
"Соловьи" |
|
"Вечерок" |
|
"Оторвавшись от земли" |
|
"Светлячки" |
|
"Сборщик хвороста 4" |
|
"Ждущие весну" |
P.S. Глядя на картины Натальи
Говорухиной, невольно вспоминается песня группы «Ноль»:
Человек и кошка дни с трудом считают,
Вместо неба синего серый потолок.
Человек и кошка по ночам летают,
Только сон не вещий крыльев не дает.
(Ф.
Чистяков и группа "Ноль")
Источники: http://britanskie-kotiki.ru/koshki-v-istorii/koshki-v-istorii-civilizazii.html
Спасибо за пост! С таким удовольствием посмотрела картины с изображением кошек!
ОтветитьУдалитьЛюбопытно отслеживать образ кошки в мифологии разных народов. Кстати, по одной из версий кошка сама пришла к людям, чтобы предложить свою помощь... Интересная версия...
Спасибо, Пушкинка. :) Над этой выставкой пришлось потрудиться.
ОтветитьУдалитьПушкинка, версия интересная. Но, думаю, предлагать что-то не в духе кошек. Я поверю, что кошка просто пришла… и очаровала :)
Цветы, выращивай адениум купить семена ,
ОтветитьУдалитьЭкзотические тропические растения доставка по России семена домашних комнатных цветов