вторник, 26 марта 2013 г.

Образ кошки в искусстве

   В отделе литературы по искусству, в рамках МЯУ-эстафеты и к Всемирному дню кошек была организована выставка «Коты в произведениях искусства».
   
   Кошка живет бок о бок с человеком с незапамятных времен. Изображения кошек можно встретить и на египетских папирусах, и на древних мозаиках. Но все, же главным действующим лицом картины кошка становится лишь к 20 веку. В ходе истории роль кошки в жизни человека претерпевала изменения, вместе с тем менялось и отношение к кошкам, и соответственно место кошки в искусстве.
Баст. Х век до н.э.
   Предки современных кошек впервые появились около 10 миллионов лет назад, но они были совершенно дикие и не общались с людьми. Когда люди занялись земледелием, их зерновые культуры привлекали мышей и птиц, а они, в свою очередь, привлекает кошек
   Считается, что человек приручил кошку с целью защиты урожая от грызунов.

Богиня Баст. 1150 год до н.э.
   Первыми, кто стал приручать кошку, были древние египтяне. Самое раннее свидетельство приручения - это изображение кошки, которая надевает ошейник, было найдено в одной из могил египетских фараонов. А с 1600 г. до н. э. кошку стали часто изображать в скульптурах, росписях и иероглифах, что свидетельствует о том, что она широко распространилась в Египте. Для египтян кошка была священной и олицетворяла собой божество - Баст или Бастет. Баст или Бастет - богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки.
   В исламском мире, кошки были уважаемы, т.к. они были любимцами пророка Мухаммеда, основателя ислама. Существует история, что кот Мухаммеда раз уснул на рукаве халата у своего хозяина – и чтобы не тревожить своего любимого кота, Мухаммед вынужден был отрезать рукав халата.
11-й или 12-й век, бронзовая горелка
   Эта бронзовая горелка для ладана представляет собой кошку с полуоткрытым ртом и ушами. Спина, шея и грудь все перфорированные, чтобы бежал ладан. На груди кошки надпись, в которой говорится: " Доблесть, сила и слава".
   Так же были уважаемы и охраняемы кошки в Азии, т.к. люди там признали ценность их услуг в области защиты продовольственных культур и шелковой промышленности червя от уничтожения грызунов.
   С тысячного года кошка появляется на китайских и японских рисунках и полотнах. На картине "Мечта кошки" К. Утамаро видно спящее животное, которое получило от хозяина большую рыбину.
   
1494, Шэнь Чжоу, Кошка (деталь), живопись
    Этот кот изображен в 1494 году в альбоме китайского художника Шень Чжоу, одного из первых великих мастеров династии Мин.
   Один из самых известных японских художников-котолюбов - Утагава Куниёси - изображал котов в любом окружении и обличье.
   
19 век, Куниеси, "Кот и золотая рыбка", ксилография


   Одна из самых известных гравюр Утагавы, изображающая котов всех 53 станций-городов древней дороги Токайдо, соединявшей Киото и Эдо.
   В Европе домашние кошки жили и во времена Древней Греции, и во времена Древнего Рима, исполняя функцию стражей продовольствия. Кошки жили рядом с людьми, но на задворках их жилищ и на задворках сознания. Соответственно в искусстве они появились как деталь дальнего плана или фона. В римской и греческой живописи изображение кошки встречается на монетах, амфорах, красивых мозаиках и т.д. 
1 век н.э., мозаика, Италия

Например, эта мозаика охота кота и его улов была обнаружена при раскопках домов в Помпеях. 
1600-1580 г. до н.э., фреска фрагмент, Крит
   А в этом фрагменте изображена кошка за кустом, которая осторожно выслеживает фазана.
1600-1500 г. до н.э., бронза, Микены 
   Еще одну сцену охоты кошки можно увидеть на инкрустированном бронзовом кинжале, лезвие из царских гробниц в Микенах (Греция). На нем изображен кот, который охотится на  водоплавающих птиц.
   Большинство западных художников средневековья придерживались религиозной живописи. Каждый объект в картине символизировал определенную идею или концепцию в христианской доктрине. В иконографии христианского искусства, кот символизирует как лень, так и похоть. Средние века были темными веками для кошки в христианском мире, где было широко распространено мнение, что дьявол принял форму черного кота. Поэтому на картинах художников того времени кошки практически не появлялись. Лишь только в эпоху Возрождения такие художники как Дюрер и Леонардо изобразили кошку на своих полотнах.
   
1504, Дюрер, "Адам и Ева" (деталь), гравюра
   А. Дюрер
поместил кошку в раю у ног Адама и Евы.
   
Леонардо да Винчи (1452-1519) "Кошки и драконы" 1513-1515
   Леонардо любил подолгу наблюдать за кошками. Он зарисовывал их в самых разных позах, изучал их повадки, делал наброски сцен борьбы, умывания, ловко схватывая игру, проявления гнева и радости.
   В 17-18 веке в западноевропейской живописи наступил перелом: постепенно кошка прокралась с заднего двора на парадное крыльцо, а потом и к нам в душу, где прочно обосновалась, и живет по сей день. Она появляется в качестве аксессуара на портретах и натюрмортах. Она еще не является главным предметом композиции, но в тоже время она важная смысловая деталь картины. На портретах юных барышень с помощью кошки подчеркивалась их мягкость и нежность. В статичные натюрморты кошка вносила интригу и действие. Как правило, она изображалась ворующей еду. В прочем воровство это изображалось с юмором и некоторым восхищением ловкостью и сообразительностью кошки.
   
Ж. Шарден "Кошачье счастье", 1728 (Натюрморт с котом и рыбой)


Франсуа Депорт "Собака и кошки дерутся на кухне"
   Как, например, на картинах Ф. Депорта (1661 - 1743) "Натюрморт с дичью и овощами" и Ж. Шардена. На картине Шардена черепаховая с белым кошка медленно подкрадывается к тарелке, стоящей рядом с черным кувшином.
   

 Анимализм как жанр, возможно, эволюционировал из натюрморта, в который включались такие действующие фигуры как кошки и собаки. Постепенно они начали выходить на первый план.
   Первоначально анимализм считался низким жанром. Художники, определяющие стиль эпохи в нем не работали. На картинах Ренуара, Гогена, Дега кошки встречаются где-нибудь на заднем плане. Кошка не главный элемент картины.
   На картине Г. Курбе (1819 - 1877) "Ателье художника" (1855) , главы французского реализма, художник изображен за работой, в окружении друзей и родных. На переднем плане картины - играющая кошка.
   
Г. Курбе "Ателье художника"
 В картине П. Гогена "Таитяне" спящая кошка, расположившаяся у ног людей, подчеркивает настроение общей расслабленности и безделья.
   
    Известны графические работы "Кошки и цветы" и "Рандеву с кошками" Э. Мане", "Девушка с кошкой" О. Ренуара, на которого не могла не подействовать чувственная красота этих животных. Ренуар написал множество кошек, сидящих у девушек на руках или самостоятельно.
   
Огюст Ренуар "Спящая кошка" 1862


Ренуар "Жюли Мане с кошкой"

Огюст Ренуар "Женщина с кошкой"
   Особняком стоит картина "Женщина с кошкой" импрессиониста Огюста Ренуара. Молодая миловидная женщина бережно держит на руках темно-серую кошку, которая нежно прижимается головкой к ее лицу, лапы торчат в разные стороны.
   На другой картине О. Ренуара женщина с интересом наблюдает за кошкой, которая, стоя на столе на задних лапах, принюхивается к большому комнатному цветку.
   
   На картине Э. Мане (1832 - 1883) "Олимпия", созданной в 1863 году и выставленной в парижском Салоне в 1865 году изображена молодая девушка, отдыхающая на кровати, покрытой светлым покрывалом. На девушке нет никакой одежды и украшений, кроме красного цветка в волосах, черного шнурка на шее и сандалии на одной ноге. Олимпия вместе с белым покрывалом образует большое белое пятно на черном фоне, на котором помещена голова негритянки, подносящей букет, и черная кошка.
1865 г., Эдуара Мане, "Олимпия", травление
   Появляются кошки и в иллюстрациях знаменитого французского графика Г. Доре (1832 - 1883). Известна иллюстрация, созданная им в 1862 году к "Коту в сапогах" Ш. Перро. Кот изображен в развевающемся плаще, в сапогах с отворотами, в шляпе с пером. На шее кота - ожерелье из мышиных голов, на широком поясе подвешена мышь и мешок, из которого торчит мышиный хвост. Лапы у кота подняты кверху, рот раскрыт - он зовет на помощь к хозяину, который, хитро ухмыляясь, притаился тут же под кустом.
   
   Художники-анималисты появились лишь в 18 веке. Чтобы животное стало центральным элементом картины, необходим был коренной перелом в сознании людей. Ведь на такие картины должен был возникнуть спрос.
   Например, картины Г. Роннер пользовались большой популярностью во всем мире. Кайзер Вильгельм первый купил одну - "Кошка, обороняющаяся против собак", а португальская королевская чета - пять картин. К выдающимся произведениям Г. Роннер, за которые она удостоена многих международных премий и звания рыцаря ордена Леонарда, относятся: "Счастливая семья", "Четыре персидские кошки", "Молодые кошки, играющие с клубком" и "Три тявкающие собаки с кошкой на стуле". В живописных полотнах Г. Роннер кошки - главные действующие лица. Все они выписаны с большой достоверностью.
       
"Ужин с чаем". Генриетта Роннер-Книп


"Корзина с использованной бумагой". Генриетта Роннер-Книп
  Француз Л. Ламбер прославился своими карандашными рисунками животных. Самые его известные работы - "Котята, играющие на ковре", "Кошки в кузнице", "Кормление кошек", "Четыре маленькие кошки и попугай" и другие.
   В конце XIX века Теофил Стейнлен (1859 - 1923), французский график, выпустил альбом рисунков под названием "Кот". По мнению И. Акимушкина, изображенные в альбоме кошки отличались изысканной грацией, но были несколько длинноногими.
   Т. Стейнлен был завсегдатаем парижского кабаре "Ша-Нуар" ("Черная кошка»). Он сделал для кабаре афишу, на которой изображен черный кот.
   
Теофиль Александр Стейнлен "Черный кот", 1896
   На этой афише оставили свои автографы все французские поэты и шансонье конца прошлого века.
   Этому художнику так же принадлежат картины "Апофеоз кошек", "Кабаре черной кошки", "Кошка с сосущими котятами". Именно он первый изобразил кошку в рекламной открытке для молочников.
   
Теофиль Александр Стейнлен. Рекламный плакат «Чистое стерилизованное молоко с берегов Венжанны». 1894
   Отдельно стоит рассказать о "кошачьем папе" - Л. Уэйне. Герои его картин и рисунков, выполненных в конце прошлого века, это, главным образом, люди-кошки, удивительный мир очеловеченных животных, вращающихся в Британском обществе конца девятнадцатого столетия. Дети-кошки, порой непослушные и недисциплинированные, ходят в школу. Кошки-учителя воспитывают их, а над ними смеются самые непослушные ученики. На всех рисунках Уэйна царит мир игры и шутки. Мир кошек Уэйна, как зеркало, отражает британскую социальную иерархию. У него есть и денди с шампанским и гаванскими сигарами, готовые к праздному ничегонеделанию, и коты в котелках, обменивающиеся последними светскими новостями на загородной прогулке. 
   
Луис Уильям Уэйн. "Счастливый декабрь"
   Изображения кошек первоначально неловки и далеко не безупречны с точки зрения рисунка, но постепенно накапливается умение и опыт, причем это коллективный процесс – художники заимствуют друг у друга удачные находки в плане композиции и техники живописи.
   В 19 веке кошки изображались с максимальной степенью достоверности.
1939 г., Пабло Пикассо, "Кошки и птицы", масло
   В 20 веке происходит отход от реализма в изобразительном искусстве в целом и в анималистической живописи в частности. Появляются схематичные и абстрактные изображения кошек, но кошачью сущность они передают точно.
   На рисунке Пабло Пикассо 1905 года "Купание" кошка олицетворяет собой нежность и преданность, когда, изгибаясь, она трется о спину мужчины, любующегося женщиной с ребенком, то на картине "Кошка с птицей" (1939) - это хищный зверь с раздувшимся брюхом, выпущенными когтями, с оскаленными клыками, в которых он держит птичку.
    Этот кот - олицетворение фашизма, набиравшего силу в то время.
   Совсем другие кошки на фантастических полотнах Марка Шагала (1887 - 1985). На его картине "Париж из окна" (1913) на подоконнике сидит рыжий кот с человеческим профилем.
1913, Марк Шагал, "Париж через окно", холст, масло
   В 20 веке кошка прочно утверждается в книжной иллюстрации – и тут наблюдается необыкновенное разнообразие кошачьих образов. Кошки появляются на открытках, календарях, различных сувенирах.
   Грациозное, загадочное и непознанное - это животное стало темой для сотен художников всех направлений. Во многих музеях мира это любимый экспонат, не говоря уж о многих частных коллекциях.
   Образ кошки вдохновляет и некоторых каменских художников, таких как Ирина Бабушкина и Наталья Говорухина.
   Серия открыток «Терракота» Ирины Бабушкиной


   На картинах Натальи Говорухиной так же присутствуют кошки. Это скорее картины-притчи иногда радостные иногда грустные, но всегда очень трогательные. На них два равноценных персонажа человек и кошка. Причем кошка – это родная душа, с которой можно разделить и ожидание, и радость, и грусть, и надежду. И тогда, и соловьи поют громче, и светлячки зажигают свой фонарик ярче!
"Соловьи"

"Вечерок"

"Оторвавшись от земли"

"Светлячки"

"Сборщик хвороста 4"

"Ждущие весну"
P.S. Глядя на картины Натальи Говорухиной, невольно вспоминается песня группы «Ноль»:

Человек и кошка дни с трудом считают,
Вместо неба синего серый потолок.
Человек и кошка по ночам летают,
Только сон не вещий крыльев не дает.
               (Ф. Чистяков и группа "Ноль")

Источники: http://britanskie-kotiki.ru/koshki-v-istorii/koshki-v-istorii-civilizazii.html

Действия:

2 комментария:

  1. Спасибо за пост! С таким удовольствием посмотрела картины с изображением кошек!

    Любопытно отслеживать образ кошки в мифологии разных народов. Кстати, по одной из версий кошка сама пришла к людям, чтобы предложить свою помощь... Интересная версия...

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Пушкинка. :) Над этой выставкой пришлось потрудиться.

    Пушкинка, версия интересная. Но, думаю, предлагать что-то не в духе кошек. Я поверю, что кошка просто пришла… и очаровала :)

    ОтветитьУдалить