24 марта в клубе «Званый гость» состоялась встреча с писателем, поэтом, членом Союза российских писателей Игорем Сахновским.
Для тех, кто с его творчеством близко не знаком: Игорь Сахновский - автор романов «Насущные нужды умерших», «Человек, который знал всё», «Заговор ангелов», двух сборников стихов, десятков повестей, множества рассказов, Лауреат российских и международных премий... Однако сам Игорь себя к именитым и прославленным писателям не относит: «Я до сих пор не считаю себя профессионалом в полном смысле этого слова. Потому что писательство для меня всегда было абсолютно приватным, домашним … занятием».
Удивительный писатель! Прекрасный собеседник, великолепный мастер вести диалог, общаться с аудиторией, поддерживая интерес и внимание к различным темам.
Встреча с писателем - основательный повод для того, чтобы поговорить о литературе, но и не только…Можно, например, поговорить о восприятии другими его прозы, личности, биографии в неразрывном единстве. Встреча произвела огромное впечатление на наших читателей. И некоторых вдохновила на творчество. У каменской поэтессы благодаря этой встрече родились такие строки:
«…но темнота и тишина так и не наступили.
Моё нежелание спать…»
И. Сахновский. Насущные нужды умерших
***
Как столпник, предварил себя:
Делил на камни и ракушки.
Мел сор, песок, опилки, стружки.
Шел, ненавидя и любя.
Сама явилась в кратких снах,
Та, о которой речь томилась.
Приказывая, не казнилась.
Предсказывала жизнь и крах.
…Ворота – узки: не ломись! –
Да он, как будто не ломился.
Он только на себя и злился,
Переживая эту жизнь.
Устал и умер. И воскрес.
В конечном жизненном вагоне
Согрел лицо, упав в ладони.
Встал и пошел, неся свой крест.
-------------------------------------------
В стихах негромких говорю
Так о писателе-поэте.
Как на Руси, на этом свете, -
К а к о й подарок подарю?
Ему без будто ничего
Сто лет ни от кого не надо
- Мне это, - молча, - вся награда, -
О том, что ты п р и з н а л его.
25 марта 2013 г. Нина Лагунова
Это повод поговорить еще и потому, что книги писателя выходят, переиздаются, покупаются и самое главное – читаются. И не только в России. Произведения издаются в Германии, Франции, Англии, Голландии… их читают даже в Куинсе (отдаленный район Нью – Йорка)
Состоявшаяся встреча проходила в свободном режиме: вопрос – ответ. Вопросы были самые разные, какие книги в детстве читал автор, благодаря чему возник интерес к писательской деятельности, да и главный вопрос - как это быть писателем?
Игорь Сахновский о себе: «Насколько я знаю, писателей в нашем роду не было. Были инженеры, военные, учителя. Мама преподавала иностранные языки, отец занимался физикой, электротехникой. Зато в доме всегда хватало книг»
По натуре он человек скорее закрытый. Для всех желающих узнать о личной жизни – совет один: читайте книги, там все, ибо «литература неизбежно превращает интимное в публичное»
Для меня эта встреча - как одна гигантская фреска, где фрагментами выступает – детство писателя, любимые города и страны, творчество, друзья, сокурсники, любимые поэты и писатели … и так и далее.
В детстве на вопрос «Кем ты хочешь быть?» он всегда отвечал: «Одиссеем» Страсть к путешествиям сохранилась: «Для меня самым привлекательным образом жизни были и остаются путешествия. По-моему, это единственное, на что стоит тратить деньги и время» Думаю, что именно путешествия дают ему вдохновение и идеи для творчества. «Мне кажется, самый лучший город в мире – Флоренция. Я бы не отказался жить неподалеку от нее, в Тоскане…»
Ну еще бы… Глядя на множество высоченных квадратных в сечении башен, что «приютились» в Сан – Джиминьяно или переводя взгляд на кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре - бело-зеленый флорентийский мрамор - мох, снег, лес? - начинаешь думать, что человеческое участие в облике Флоренции вообще сомнительно. Видимо, для того, чтобы уравновесить «флорентийский синдром» (есть такой термин в психиатрии, обозначающий нервный срыв от обилия произведений искусства), приезжающим приходится трансформировать реальность любым доступным способом…. В том числе и созданием романов.
По поводу романов. Его частенько спрашивают: «Как ты не боишься писать настолько откровенно?» «Что я могу ответить? В прозе (если она не халтурная) автор всегда голый – он неизбежно подставляется…»
Кстати, интересный момент. По его собственным словам, писать стихи начал в 6 лет: «В шестилетнем возрасте сочинил стихотворение, которое меня тогда самого потрясло: «Возле форточки пахнет свежестью. В сорок лет мало нежности» Видимо, это был тот момент, когда впервые приходит понимание, что писать – получается, писать – интересно. И остановиться уже не получается, да и не хочется, если честно.
В детстве он любил читать сказки Андерсена, Гауфа и «Волшебника Изумрудного города», после чего без паузы перешел на полные собрания сочинений Майна Рида, Конан Дойля, Лермонтова и Гоголя. А чуть позже настала очередь «взрослых» французов, которых он тоже глотал комплектами: Бальзак, Мопассан, Золя, Готье, и так далее. А потом началось счастливое знакомство с русскими поэтами Серебряного века. Некоторые из них тогда были полузапретными, как, например, Мандельштам, Цветаева, Гумилев, Ходасевич.
Живопись – еще она страсть Игоря Сахновского (это уже личное наблюдение) Особенно, как мне кажется, период кватроченто (период раннего итальянского Возрождения) Это время творчества Боттичелли, Донателло, Беллини, Перуджино и других.
И если отличительная черта этой эпохи – изображение чувственно реальной картины мира, то смею предположить, что эти тенденции оказали влияние и на все творчество Игоря Сахновского.
Один фрагмент: «Хуану отдали замуж в семнадцать лет: бросили, как сахарную кость, в политическую псарню. Кость досталась видному влиятельному кобелю – Филиппу Красивому, эрцгерцогу Австрийскому, повелителю Бургундии, Фландрии, Люксембурга, Брабанта и прочих феодов.
Когда в августе 1496-го инфанта Хуана по воле родителей отправилась во Фландрию в качестве невесты, её терзал всего один человеческий вопрос: «А вдруг я не смогу его полюбить?»
Когда же спустя несколько лет её воля станет решающей для целой империи, Хуана по-прежнему будет задаваться ничтожными человеческими вопросами вроде «любит или уже разлюбил?» и «почему вообще люди разлюбляют?» Как тут не заподозрить безумие?
Прибыв ко двору Филиппа, умытая страхом невеста вручила ему торжественное родительское послание, которое жених только пробежал глазами, поскольку ему не терпелось сграбастать эту худосочную, зато свежую кастильскую девицу и унести в спальню. Там он приказал гостье раздеться, неожиданно ладонью скомкал её лицо, сдавил горловой хрящ и жёстко, стремительно изнасиловал» («Заговор ангелов»)
Принципы кватроченто в живописи проявляются в декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации… в мягком высветленном колорите, каком – то нереальном - «восковом» - свечении. Точно также создается языковая ткань повествования в произведениях Сахновского – высветляя оттенки сюжета и акцентируя внимание на детализации.
Разговор на встрече коснулся многих тем: состояние литературной критики, экранизация одноименного романа 2007года «Человек, который знал все» Игорь говорил о тех писателях и поэтах, которые повлияли на формирование его мировоззрения, вспомнил знакомство с Сашей Башлачевым, прочитал посвященные ему стихи, хотя стихи не читал уже давно… Всех нюансов воспроизвести не получится, да, наверное, и не зачем.
Мое ожидание и впечатление от встречи полностью совпали по тональности.
И все – таки, главный вопрос… Что нужно, чтобы быть писателем? Для того чтобы парить в свободном полете, творя иную реальность, по словам Игоря, «нужно быть одиноким, свободным (хотя бы внутренне) и влюбчивым»
Самое ценное в общении с ним - та волна магнетического воздействия, когда хочется слушать и слушаться. И это же ощущение остается от прочтения.
Читайте и будьте счастливы!
Для тех, кто с его творчеством близко не знаком: Игорь Сахновский - автор романов «Насущные нужды умерших», «Человек, который знал всё», «Заговор ангелов», двух сборников стихов, десятков повестей, множества рассказов, Лауреат российских и международных премий... Однако сам Игорь себя к именитым и прославленным писателям не относит: «Я до сих пор не считаю себя профессионалом в полном смысле этого слова. Потому что писательство для меня всегда было абсолютно приватным, домашним … занятием».
Удивительный писатель! Прекрасный собеседник, великолепный мастер вести диалог, общаться с аудиторией, поддерживая интерес и внимание к различным темам.
Встреча с писателем - основательный повод для того, чтобы поговорить о литературе, но и не только…Можно, например, поговорить о восприятии другими его прозы, личности, биографии в неразрывном единстве. Встреча произвела огромное впечатление на наших читателей. И некоторых вдохновила на творчество. У каменской поэтессы благодаря этой встрече родились такие строки:
«…но темнота и тишина так и не наступили.
Моё нежелание спать…»
И. Сахновский. Насущные нужды умерших
***
Как столпник, предварил себя:
Делил на камни и ракушки.
Мел сор, песок, опилки, стружки.
Шел, ненавидя и любя.
Сама явилась в кратких снах,
Та, о которой речь томилась.
Приказывая, не казнилась.
Предсказывала жизнь и крах.
…Ворота – узки: не ломись! –
Да он, как будто не ломился.
Он только на себя и злился,
Переживая эту жизнь.
Устал и умер. И воскрес.
В конечном жизненном вагоне
Согрел лицо, упав в ладони.
Встал и пошел, неся свой крест.
-------------------------------------------
В стихах негромких говорю
Так о писателе-поэте.
Как на Руси, на этом свете, -
К а к о й подарок подарю?
Ему без будто ничего
Сто лет ни от кого не надо
- Мне это, - молча, - вся награда, -
О том, что ты п р и з н а л его.
25 марта 2013 г. Нина Лагунова
Это повод поговорить еще и потому, что книги писателя выходят, переиздаются, покупаются и самое главное – читаются. И не только в России. Произведения издаются в Германии, Франции, Англии, Голландии… их читают даже в Куинсе (отдаленный район Нью – Йорка)
Состоявшаяся встреча проходила в свободном режиме: вопрос – ответ. Вопросы были самые разные, какие книги в детстве читал автор, благодаря чему возник интерес к писательской деятельности, да и главный вопрос - как это быть писателем?
Игорь Сахновский о себе: «Насколько я знаю, писателей в нашем роду не было. Были инженеры, военные, учителя. Мама преподавала иностранные языки, отец занимался физикой, электротехникой. Зато в доме всегда хватало книг»
По натуре он человек скорее закрытый. Для всех желающих узнать о личной жизни – совет один: читайте книги, там все, ибо «литература неизбежно превращает интимное в публичное»
Для меня эта встреча - как одна гигантская фреска, где фрагментами выступает – детство писателя, любимые города и страны, творчество, друзья, сокурсники, любимые поэты и писатели … и так и далее.
В детстве на вопрос «Кем ты хочешь быть?» он всегда отвечал: «Одиссеем» Страсть к путешествиям сохранилась: «Для меня самым привлекательным образом жизни были и остаются путешествия. По-моему, это единственное, на что стоит тратить деньги и время» Думаю, что именно путешествия дают ему вдохновение и идеи для творчества. «Мне кажется, самый лучший город в мире – Флоренция. Я бы не отказался жить неподалеку от нее, в Тоскане…»
Ну еще бы… Глядя на множество высоченных квадратных в сечении башен, что «приютились» в Сан – Джиминьяно или переводя взгляд на кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре - бело-зеленый флорентийский мрамор - мох, снег, лес? - начинаешь думать, что человеческое участие в облике Флоренции вообще сомнительно. Видимо, для того, чтобы уравновесить «флорентийский синдром» (есть такой термин в психиатрии, обозначающий нервный срыв от обилия произведений искусства), приезжающим приходится трансформировать реальность любым доступным способом…. В том числе и созданием романов.
По поводу романов. Его частенько спрашивают: «Как ты не боишься писать настолько откровенно?» «Что я могу ответить? В прозе (если она не халтурная) автор всегда голый – он неизбежно подставляется…»
Кстати, интересный момент. По его собственным словам, писать стихи начал в 6 лет: «В шестилетнем возрасте сочинил стихотворение, которое меня тогда самого потрясло: «Возле форточки пахнет свежестью. В сорок лет мало нежности» Видимо, это был тот момент, когда впервые приходит понимание, что писать – получается, писать – интересно. И остановиться уже не получается, да и не хочется, если честно.
В детстве он любил читать сказки Андерсена, Гауфа и «Волшебника Изумрудного города», после чего без паузы перешел на полные собрания сочинений Майна Рида, Конан Дойля, Лермонтова и Гоголя. А чуть позже настала очередь «взрослых» французов, которых он тоже глотал комплектами: Бальзак, Мопассан, Золя, Готье, и так далее. А потом началось счастливое знакомство с русскими поэтами Серебряного века. Некоторые из них тогда были полузапретными, как, например, Мандельштам, Цветаева, Гумилев, Ходасевич.
Живопись – еще она страсть Игоря Сахновского (это уже личное наблюдение) Особенно, как мне кажется, период кватроченто (период раннего итальянского Возрождения) Это время творчества Боттичелли, Донателло, Беллини, Перуджино и других.
И если отличительная черта этой эпохи – изображение чувственно реальной картины мира, то смею предположить, что эти тенденции оказали влияние и на все творчество Игоря Сахновского.
Один фрагмент: «Хуану отдали замуж в семнадцать лет: бросили, как сахарную кость, в политическую псарню. Кость досталась видному влиятельному кобелю – Филиппу Красивому, эрцгерцогу Австрийскому, повелителю Бургундии, Фландрии, Люксембурга, Брабанта и прочих феодов.
Когда в августе 1496-го инфанта Хуана по воле родителей отправилась во Фландрию в качестве невесты, её терзал всего один человеческий вопрос: «А вдруг я не смогу его полюбить?»
Когда же спустя несколько лет её воля станет решающей для целой империи, Хуана по-прежнему будет задаваться ничтожными человеческими вопросами вроде «любит или уже разлюбил?» и «почему вообще люди разлюбляют?» Как тут не заподозрить безумие?
Прибыв ко двору Филиппа, умытая страхом невеста вручила ему торжественное родительское послание, которое жених только пробежал глазами, поскольку ему не терпелось сграбастать эту худосочную, зато свежую кастильскую девицу и унести в спальню. Там он приказал гостье раздеться, неожиданно ладонью скомкал её лицо, сдавил горловой хрящ и жёстко, стремительно изнасиловал» («Заговор ангелов»)
Принципы кватроченто в живописи проявляются в декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации… в мягком высветленном колорите, каком – то нереальном - «восковом» - свечении. Точно также создается языковая ткань повествования в произведениях Сахновского – высветляя оттенки сюжета и акцентируя внимание на детализации.
Разговор на встрече коснулся многих тем: состояние литературной критики, экранизация одноименного романа 2007года «Человек, который знал все» Игорь говорил о тех писателях и поэтах, которые повлияли на формирование его мировоззрения, вспомнил знакомство с Сашей Башлачевым, прочитал посвященные ему стихи, хотя стихи не читал уже давно… Всех нюансов воспроизвести не получится, да, наверное, и не зачем.
Мое ожидание и впечатление от встречи полностью совпали по тональности.
И все – таки, главный вопрос… Что нужно, чтобы быть писателем? Для того чтобы парить в свободном полете, творя иную реальность, по словам Игоря, «нужно быть одиноким, свободным (хотя бы внутренне) и влюбчивым»
Самое ценное в общении с ним - та волна магнетического воздействия, когда хочется слушать и слушаться. И это же ощущение остается от прочтения.
Читайте и будьте счастливы!
Спасибо за интересную встречу!
ОтветитьУдалитьРада, что Вам понравилось. Встреча на самом деле была ОЧЕНЬ интресна!
ОтветитьУдалитьПосле встречи с Игорем Сахновским, я еще долго была, как говорится, под впечатлением. На мой взгляд, все удалось: и встреча и пост.:)
ОтветитьУдалитьАбсолютно с ним согласна, что «путешествия – это единственное на что стоит тратить время и деньги». :)
varvara! Спасибо огромное!!!
ОтветитьУдалитьПоповоду путешествий - двумя руками ЗА!!!
Спасибо, замечательный репортаж! Очень завлекательный, "человечный" рассказ, захотелось читать, смотреть, путешествовать и ... читать ваш блог!
ОтветитьУдалитьИрина, всегда пожалуйста! Рады видеть Вас в нашем блоге. Заходите, читайте и ... радуйтесь!
ОтветитьУдалить:)