вторник, 19 марта 2013 г.

Игорь Сахновский."Заговор ангелов", или Несколько мыслей о физиологии чуда.

Игорь Сахновский  - автор с почти образцовой писательской судьбой. Судите сами – автор двух сборников стихов, прозаик, поэт, великолепный мастер рассказов и новелл. Его дебютный роман «Насущные нужды умерших» был опубликован в журнале «Новый мир» в 1999 году и номинирован на премию имени Аполлона Григорьева в 2000-м. В 2002 году роман «Насущные нужды умерших» переведен на английский язык и удостоен международной литературной премии Fellowship Hawthornden International Writers Retreat (Великобритания).


 Цикл рассказов – «Счастливцы и безумцы» – в 2003 году получил Гран-при Всероссийского конкурса «Русский Декамерон» за «лучшее произведение любовно-эротической тематики». А в 2005 году в издательстве «Вагриус» вышел одноименный сборник, который в 2006 году вошел в шорт-лист «Национального бестселлера». Его роман «Человек, который знал всё» — в списке финалистов Национальной литературной премии «Большая книга» и в списке финалистов премии «Русский Букер» сезона 2006-2007. В 2008 году - лауреат премии «Бронзовая улитка», финалист премии им. Аркадия и Бориса Стругацких. А в 2012 году - лауреат премии им. Бажова.

Сегодня Игорь Сахновский является членом Союза писателей России, а его книги издаются в Германии, Франции, Англии, Голландии. Его переводят на европейские языки, в том числе и на неочевидные, вроде сербского.

О книгах Сахновского говорить можно долго. Мысли приходят объемные, выстроить их линейно получается не сразу. Попробую просто поделиться своим впечатлением.

В романе «Заговор ангелов» зацепила цитата: «Если честно, мне кажется, когда человек попадает в ад, он там встречает самого себя. – И когда попадает в рай, тоже себя» Не смотря на кажущуюся простоту изложения и отсутствие цельности сюжетных линий, роман его многоплановый.
 

Основная мысль – «…все, что однажды случилось, лишь притворяется мифом, но повторяется вновь и вновь» со знакомыми сюжетными линиями – меняются только герои и исторический контекст. 

Начинается роман с рассказа о Лилит: «…как бы ни был счастлив-несчастлив Адам, накормленный, обласканный, убаюканный Евой, в непроходимой чащобе своих бредовых ночей, он все же глухо тоскует по той — проклятой, чье имя он даже не смеет назвать». Затем появляется следующий рассказчик: мужчинам из его семьи перед смертью является одна и та же женщина - Мария дель Росарио, покончившая самоубийством от несчастливой любви.
Реальность каждого следующего героя врывается без предупреждения. На сцену выходят Анна Болейн, менады, царь Пенфей, Эвридика, Орфей, Хуана Безумная.

Географические точки отчета тоже различны: Винница, Иркутск, Лондон, Египет, Москва. Меняются страны и времена, меняются герои … - кусочки мозаики, собранные воедино рукой демиурга. 10 разрозненных сюжетов, между собой на первый взгляд никак не связанных. Объединяет их одно – «чудо». Или даже так – Чудо.  Потому что, на самом деле, чудо – это не то, чего в принципе быть не может, но почему – то случается. А то, что мы внятно объяснить не можем. Но от этого оно (чудо) чудом быть не перестает.

 Роман "Заговор ангелов" посвящен физиологии чуда. И именно это позволяет автору сказать важные вещи. Потому как «роман с мистическим, казалось бы, сюжетом, в сущности, почти документален, то есть рассказывает о невыдуманных событиях» Все истории романа – реальны. Будь то прошлое семьи писателя или исторические и мифологические экскурсы. В романе - широкий диапазон исторических и временных пластов, в которых действуют герои. Кроме античности, здесь присутствует средневековая Испания, современная Англия, древняя Греция, оккупация Украины во время Великой Отечественной, эвакуация, уничтожение евреев, советские времена в промышленном городе на Урале, наше время… Все это пронизано одной эмоцией – «любви до конца». Тема любви и эротики всегда удавалась Игорю Сахновскому лучше всего.

По его мнению, «один из мотивов книги – взаимоотношения людей с ангелами-хранителями. Это наши невидимые пособники или соучастники. До поры они как будто следят за нами, как за рисковыми десантниками или канатоходцами. Беспокоятся: упадет или нет? Дойдет или нарвется на мину? А стоит ли вообще его спасать? Они словно бы держат наготове страховочные лонжи или путеводные нити. Как будто тот, кто их послал, главный «зачинщик» однажды всерьез нам доверился, поставил на нас и ждет – оправдаем ли мы это доверие…»
Он мастерски умеет рассказывать истории. Одна из самых сильных — о том, как одиннадцатилетняя девочка Лида и ее маленькая сестра Розка (грудной младенец) отправились с мамой Бертой в эвакуацию. В основе этой истории реальный факт, когда его «бабушка в годы Великой Отечественной с двумя дочками эвакуировалась на Урал. Они в теплушке с Украины добирались до места 47 дней. На одной из станций бабушка побежала за кипятком, а в это время поезд ушел. И моя 11-летняя мама с грудной сестренкой на руках осталась одна в вагоне среди чужих. В той железнодорожной неразберихе, в эвакуации сотни, тысячи людей терялись безвозвратно. Но на третий сутки бабушка вдруг вошла в вагон. Она была вся черная, в мазуте, со сломанными ногтями, но живая. Как она догнала и нашла их? Как это она сделала? Даже спустя годы она не могла внятно объяснить – это звучало, как пересказ какого-то мистического сна»

Где – то прочитала, что есть три способа читать книгу. Можно читать ее для того, чтобы подвергнуть ее критической оценке; можно читать, ища в ней утехи для своего чувства и воображения и, наконец, можно читать совестью. Первые читают, чтобы судить, вторые – чтобы развлечься, третьи – чтобы совершенствоваться….

Эпиграф к книге — «Бог отвечает только за чудо (из телефонного разговора)» объединяет все истории романа—  истории о чуде любви.

Каждый читающий найдет в романе свою ноту. Я думаю, что иногда полезно просто читать  – без анализа и посторонних мыслей…слегка отстраняясь и позволяя событиям происходить. Хотя бы на страницах романа.

Ведь стоит назвать словами то неуловимое, что звучит между строк и очарование исчезнет. Поиски смысла и приведение его в постоянную константу обречены. Во всяком случае, так получилось у меня. С Игорем Сахновским. В «Заговоре ангелов»

На то он и заговор…

2 комментария:

  1. Ух, ты! Буду искать "Заговор", потому что "Насущные нужды..." и "Человек, который знал все" - понравились ОЧЕНЬ!
    Спасибо за рекомендацию! :)

    ОтветитьУдалить
  2. Пожалуйста, VolNa! С удовольствием! В сетях есть практически все! Мне очень понравились рассказы Игоря Сахновского. Даже так - ОЧЕНЬ!

    Читайте и получайте удовольствие! Интересно было узнать Ваше мнение, VolNa, по поводу прочитанного...

    ОтветитьУдалить