четверг, 13 июня 2013 г.

А. С. Пушкин в портретах

Быть может (лестная надежда!),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
 И молвит: то-то был Поэт!
А. С. Пушкин
Отрывок из второй главы  "Евгения Онегина"

   А. С. Пушкин - один из немногих поэтов, к личности которого так часто и так охотно обращались художники. Портретная живопись - это искусство действенное, в нем утверждается определенное представление о человеке. Александр Сергеевич в живописи представлен в разных формах и жанрах: это и гравюры, и художественные портреты, и литографии, и ксилографии.
    К Пушкинскому дню России в зале каталогов ЦГБ им. А. С. Пушкина была организована выставка «Пушкин в портретах».
   Выставка состоит из двух разделов «Себя как в зеркале я вижу…» (Прижизненные портреты А. С. Пушкина) и «Здравствуй, племя младое, незнакомое!..» (Портреты, созданные после смерти А. С. Пушкина).
Раздел выставки "Себя как в зеркале я вижу..." (Прижизненные портреты А. С. Пушкина)
   Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское безобразие» своего лица. Поэтому сделанных с натуры портретов поэта существует немного.
   Сохранившиеся портреты А. С. Пушкина, имеют большую историко-культурную и художественную ценность. Они позволяют судить о его внешнем и внутреннем облике, особенностях его характера и личности, о том каким видели и запечатлели своего гениального современника профессиональные художники и дилетанты, русские и иностранцы.
   На выставке представлена большая и лучшая часть изображений Пушкина - это репродукции интимных, камерных портретов, выполненных в технике миниатюры, рисунки итальянским карандашом, работы И. Е. Вивьена, портреты живописные, кисти В. А. Тропинина и О. А. Кипренского, станковая литография, исполненная Г. А. Гиппиусом, акварель П. Ф. Соколова и работа маслом И. Л. Линева.
   


   Хрестоматийные портреты Александра Сергеевича принадлежат кисти таких известных художников как Орест Кипренский и Василий Тропинин.

Фрагмент выставки с портретом А. С. Пушкина работы Кипренского
   Наверное, это один из самых известных всем романтических образов поэта. Заказчиком портрета был Дельвиг. Сам Пушкин комментировал в стихах этот портрет так: "… Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит..."
В. А. Тропинин. Портрет А. С. Пушкина. 1827
   В 1817 году Пушкин был на вершине своей поэтической славы. Именно в это время появляется прекрасный, ныне хрестоматийный его портрет, созданный выдающимся русским живописцем в Москве. Пушкин сам заказал свой портрет художнику В. А. Тропинину и преподнес его в виде сюрприза своему другу – Сергею Александровичу Соболевскому.

Портреты Пушкина работы Вивьена. Белила, итал. карандаш.1826
   В 1826 году - уже по возвращению из ссылки - Пушкин заказал два своих портрета Иосифу-Евстафию Вивьену, преподававшему рисование в Московском Дворцовом архитектурном училище. Портрет Александр Сергеевич преподнес одному из ближайших друзей – Евгению Баратынскому.
  Наиболее интересные изображения А. С. Пушкина были созданы непрофессиональными художниками И. Л. Линевым и П. И. Челищевым, каждый из которых подметил в облике поэта черты, которые не смогли передать в своих произведениях знаменитые мастера.
И. Л. Линев. А. С. Пушкин. 1836-1837
   Считается, что это последний прижизненный портрет Пушкина. Самый загадочный портрет, потому что на нем печать исхода судьбы поэта. Линев увидел не гения, не прославленного властителя дум русского общества, а простого несчастного человека, словно предчувствовавшего трагический свой рок, измученного  злобой завистников, предательством и клеветой.  Известный искусствовед Э. Голлербах говорил об этом портрете «убедительность и правдоподобие портрета несомненны… Всего правдивее, без прикрас и без всякой идеализации передает внешность Пушкина…»
П. И. Челищев. А. С. Пушкин и граф Д. И.Хвостов.1830
   Пушкин изображен быстро и стремительно идущим. Челищев прекрасно изобразил не только его лицо с безусловной похожестью, но и манеру шагать, и прогулочные бекешу, сапоги, цилиндр, трость. Академик И. Э. Грабарь писал о портрете: «видится нечто от той стремительности, изменчивости и неуловимости, которых не передает ни один длительно исполнявшийся портрет поэта».
Раздел выставки "Здравствуй племя младое, незнакомое!..."
(Портреты, созданные после смерти А. С. Пушкина)
   В истории русского искусства есть своеобразная, ретроспективная галерея  портретов А. С. Пушкина, созданная после его смерти. Художники на основе изучения жизни, творчества, натурных портретов синтезируют конкретный образ поэта. Каждое новое поколение художников, переосмысливая поэзию Пушкина,  черпают в ней вдохновения для создания своих работ. И у каждого свой Пушкин.
   Творчество Пушкина и личность самого поэта привлекали таких художников, как И. Репин, И. Айвазовский, Н. Ге, К. Брюллов.  В год пятидесятилетия со дня смерти Пушкина появилась картина И. Репина и И. Айвазовского «Пушкин у моря». Прекрасные вещи создал В. Серов «Пушкин в парке» и «Пушкин в деревне». Портреты Пушкина писали Б. Кустодиев и К. Сомов, А. Бенуа и В. Фаворский,  М. Добужинский и К. Петров-Водкин.  В советское время  появилась обширная Пушкиниана - в живописи и графике Н. Ульянова. Достигли великолепных успехов А. Тышлер, П. Кончаловский, В. Попков, М. Кузьмин, В. Горяев, Надя Рушева и др.
   
Фрагмент выставки
Самые интересные из них представлены на выставке.
   
Фрагмент выставки

фрагмент выставки. Рисунки Нади Рушевой

   Это и портреты, созданные Надей Рушевой, которая изучала манеру графики Пушкина и отталкивалась от нее в своих графических работах. «Я живу жизнью тех, кого рисую», - писала она и рисовала Пушкина в кругу семьи, перенося нас из мира сегодняшнего в мир прошлого. В ее работах есть легкость, подвижность, точность линий, великолепная композиция, изысканность, свойственная XIX веку. Художница признавалась: «Мне думается, что Пушкин был легкий, веселый такой». Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал о Наде Рушевой: «Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха».

   
   Рисунки выдающегося русского художника-графика Николая Васильевича Кузьмина, который был блестящим иллюстратором Пушкина. Его первая пушкинская работа – цикл иллюстраций к юбилейному академическому изданию «Евгений Онегина» (1933) был отмечен большой золотой медалью на Всемирной выставке книги в Париже (1937). Пушкинский мир Н. Кузьмина был целой творческой эпохой протяженностью не менее полувека.
   И репродукции картин Айвазовского, который был знаком с Пушкиным. Эти два художника – художник пера и художник кисти встретились на одной из выставок в Петербурге (1836). Знакомство с Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем», - вспоминал художник.
И. К. Айвазовский, "Пушкин на берегу Черного моря". 1887
И. К. Айвазовский, И. Е. Репин. "Прощание с морем" ("Прощай, свободная стихия..."). 1887. Холст, масло
   Айвазовский знал свою слабость в портрете и сам пригласил Репина написать Пушкина. Позднее Репин так отозвался о совместной работе: «Дивное море написал Айвазовский (...) И я удостоился намалевать там фигурку».
 
Фрагмент выставки

Фрагмент выставки

  И, конечно же, на выставке мы не могли не уделить внимание образу А. С. Пушкина, воплощенному в картинах каменского художника Юрия Михайловича Северухина, который работал над пушкинской темой с 1975 года. За это время им создано более двухсот картин, так или иначе связанных с образом великого русского поэта. «Пушкинская» серия выставлялась в Москве, Свердловске, Каменске-Уральском. Некоторые работы находятся в частных коллекциях в нашей стране и за рубежом. Наша библиотека является обладателем серии работ «Мой Пушкин» этого замечательного художника.

Ю. Северухин. Портрет А. С. Пушкина

Ю. Северухин. "Каменный гость". 1982

Ю. Северухин. "Ох, Балда!...". 1980

  Лично мне кажется очень интересным и необычным портрет кисти Юрия Михайловича, на котором изображен голубоглазый А. С. Пушкин.

   
Обложка альбома "Мой Пушкин"

   P.S. К 2010-летию со дня рождения поэта (в 2009 году) отдел литературы по искусству подготовил аннотированный список литературы «Пушкин в портретах», который не только представлен на этой выставке, но и был использован для ее подготовки.

6 комментариев:

  1. Повторение-мать учения, но узнала и новое. Спасибо, Варвара:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аля, спасибо. :) Новое – это, наверное, работы нашего каменского художника Северухина.

      Удалить
  2. Варвара, когда я добралась до рисунков Северухина, я застряла надолго. Северухин - прекрасный художник. Пушкин у него такой летящий и очень юный с голубыми глазами. Удивительно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кая, рада, что тебе понравились работы Юрия Михайловича Северухина. :) Он действительно был прекрасным художником, но еще и поэтом, интересным собеседником и другом нашей библиотеки.

      Удалить
  3. ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО

    ОтветитьУдалить