четверг, 6 июня 2013 г.

Фестиваль японской культуры и шоу японских барабанщиков «Кодама Тайко» в Каменске-Уральском

   Традиционная культура Японии очень самобытна. Мы с коллегами в очередной раз не упустили возможность приобщиться к ней, и 22 мая посетили шоу японских барабанщиков «Кодама Тайко», которое состоялось в рамках 25-того фестиваля японской культуры.
   

    Этому шоу предшествовали различные мастер-классы традиционных искусств Японии.
   Фуросики (яп. 風呂敷?) — буквально переводится как «банный коврик» и представляет собой квадратный кусок ткани, который использовался для заворачивания и переноски предметов любых форм и размеров.
   
   В старину в японских банях (о-фуро) было принято ходить в лёгких хлопковых кимоно, которые посетители приносили с собой из дома. Купальщик также приносил специальный коврик (сики), на котором стоял, пока раздевался. Переодевшись в «банное» кимоно, посетитель оборачивал свою одежду ковриком, а после бани заворачивал в коврик мокрое кимоно, чтобы донести его до дома.
   Таким образом, коврик для бани превратился в многофункциональную сумку. Лёгкость сворачивания и прочность стали определяющими в подходе к выбору ткани для фуросики. Толстые ткани уступили место более тонким и прочным. Постепенно большинство фуросики стали изготавливать из хлопковых тканей. Сегодня фуросики делают из хлопка, шёлка и смешанных тканей, со стороной 40-80 см.
   Фуросики очень удобен в применении: ткань принимает форму предмета, который вы заворачиваете, а ручки позволяют легко перенести груз. Кроме того, подарок, завёрнутый не в жесткую бумагу, а в мягкую многослойную ткань, приобретает особую выразительность.Искусство фуросики привнесет разнообразие не только в подарок, но и в повседневную жизнь. Так, вначале оригами, затем суши, а сегодня - и это искусство становится популярным и в наших широтах.
   Искусство японской каллиграфии требует максимальную сосредоточенность и спонтанность исполнения. Японская каллиграфия испытала большое воздействие эстетики и практики дзэн-буддизма. В дзэн она является и средством медитации, путем познания и своего рода учебным пособием.
   


  Тэмари (яп. 手まり тэмари?, «Ручной мяч») — японская национальная техника вышивания на шарах.
   Шары тэмари — народный промысел, который возник в Китае. Первоначально шары делались матерями и бабушками для детей из обрезков старых кимоно. Ткань ужималась, обматывалась нитками и расшивалась декоративными узорами. В VIII веке Япония импортировала мячи из Китая. Вначале шары предназначались для игры ногами (их делали настолько тугими, что они фактически подпрыгивали), позднее подобные игрушки использовали уличные жонглеры, но со временем шары тэмари приобретали все более декоративный статус. Мячи с вышивкой шелковыми нитками появились в XIV—XVI веках. Первыми их стали делать дочери самураев. После замужества они в свободное время занимались вышиванием.
   
   В XIX веке для тэмари начали использовать нитки из хлопка. Искусство постепенно превратилось в народное. В сюжетах вышивок, которые становились все более разнообразными, отражалась принадлежность умельцев к тому или иному сословию. Кроме того, каждый регион Японии имел характерные только для него орнаменты.
Сейчас искусство тэмари распространено по всему миру. В Японии существует музей тэмари и Японская Ассоциация тэмари, и различные школы, по результатам обучения в которых присваивается определенная степень мастерства.
   Но самым зрелищным, из представленных японских искусств, как всем показалось, было искусство кэндо.


   
   Кэндо (яп. 剣道 кэндо:?, рус. путь меча) — современное фехтовальное искусство, ведущее свою историю от традиционных самурайских техник владения мечом, кэндзюцу (яп. 剣術). Ставит целью формирование полноценной личности и твёрдого характера, закаляя волю и тело фехтовальщика. В современной Японии рассматривается как один из видов спорта.








   Искусство кэндо демонстрировали участники клуба кэндо Kyumeikan (Екатеринбург).
   Ну а после всего этого зрелищного представления, всех ждало не менее увлекательное шоу барабанщиков в исполнении коллектива «Кодама Тайко».
   



   В Екатеринбурге этот коллектив дает свой концерт уже не впервые, а вот для Каменска-Уральского «Кодама Тайко» - явление редкое, сенсация.
   Группа «Кодама тайко» была создана Ёсида Акихиро в 1984 году. За годы существования коллектив стал одним из крупнейших в Японии. Гастроли группы проходят в Америке и Европе, Юго-Восточной Азии. Группа ведет большую гастрольную деятельность в Японии, участвует в крупнейших японских фестивалях и праздниках.
   
Ёсида Акихиро - основатель группы "Кодама тайко"
 «Кодама» по японской мифологии – дух дерева. Когда мастер делает барабан из дерева, дух дерева переселяется в музыкальный инструмент. Во время игры этот дух просыпается и, отражаясь эхом от звуков барабанного удара, пробуждает человеческие души.
   Термин «тайко» (taiko) относится к самим барабанам и к одной из разновидностей ударной музыки. Дословно тайко переводится как большой (пузатый) барабан. Существование тайко в японской истории насчитывает 14 веков: этот почтенный возраст подтверждается ханива (глиняной скульптурой) барабанщика пятого века и поэмами и картинами седьмого века. Важную роль тайко играют в японских религизных обрядах. В давние времена в каждой деревне был сигнальный барабан. Благодарные жители считали, что в тайко живет божество и подает им полезные советы и указания. Естественно, играть на тайко могли только самые уважаемые и просветленные из жителей. С укреплением основных религиозных учений эта функция перешла к служителям синто и буддизма, а тайко стали храмовыми инструментами. Деревенские синтоистские праздники проходили под рокот тайко, и эти традиционные ритмы легли в основу композиций, исполняемых современными группами тайко-барабанщиков.
   Отсюда и название группы - «Кодама Тайко», которая своим искусством не просто пробуждает зрительские души, но и волнует, просветляет, вдохновляет их.
   






Самая молодая участница коллектива. Ей 26 лет и она с 3 лет занимается этим искусством.

   Отбивая сложнейший ритм на традиционных японских барабанах «тайко», музыканты вкладывают свои души в эти необычные инструменты, создавая целый диапазон различных звуков и настроений, от мягкого постукивания капель дождя до громоподобных раскатов. Их волнующие выступления притягательны и для глаз, и для ушей и являются великолепным воплощением ловкости, точности и физической неистощимости.
   Японцы очень дорожат качеством выступления и стараются донести до зрителя не просто звуки барабанов, но и особую философию. Каждой композиции, исполняемой на сцене, предшествовал рассказ о ней руководителя Информационного культурного центра "Япония" Марины Голомидовой.
   Во время программы зрители стали полноценными участниками шоу, они вместе с участниками группы отбивали ритм в ладоши, их окутывали звуки барабанов, то столь же тонкие как падающий дождь, то взрывные, будоражащие, проникающие в душу.

Видео с выступлением коллектива


Борьба кэндо

3 комментария:

  1. Ох и трудное это искусство - японские иероглифы!..

    ОтветитьУдалить
  2. Ох и трудное это искусство - японские иероглифы!..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, согласна на все 100%. Искусство каллиграфии не каждому дано. Я бы вот точно так не смогла! :)

      Удалить