Традиционная культура Японии
очень самобытна. Мы с коллегами в очередной раз не упустили возможность приобщиться
к ней, и 22 мая посетили шоу японских барабанщиков «Кодама Тайко», которое
состоялось в рамках 25-того фестиваля японской культуры.
Фуросики (яп. 風呂敷?) —
буквально переводится как «банный коврик» и представляет собой квадратный кусок
ткани, который использовался для заворачивания и переноски предметов любых форм
и размеров.
В старину в японских банях (о-фуро) было принято ходить в лёгких хлопковых кимоно, которые посетители приносили с собой из дома. Купальщик также приносил специальный коврик (сики), на котором стоял, пока раздевался. Переодевшись в «банное» кимоно, посетитель оборачивал свою одежду ковриком, а после бани заворачивал в коврик мокрое кимоно, чтобы донести его до дома.
Таким образом, коврик для бани
превратился в многофункциональную сумку. Лёгкость сворачивания и прочность
стали определяющими в подходе к выбору ткани для фуросики. Толстые ткани
уступили место более тонким и прочным. Постепенно большинство фуросики стали изготавливать
из хлопковых тканей. Сегодня фуросики делают из хлопка, шёлка и смешанных
тканей, со стороной 40-80 см.
Фуросики очень удобен в
применении: ткань принимает форму предмета, который вы заворачиваете, а ручки
позволяют легко перенести груз. Кроме того, подарок, завёрнутый не в жесткую
бумагу, а в мягкую многослойную ткань, приобретает особую выразительность.Искусство
фуросики привнесет разнообразие не только в подарок, но и в повседневную жизнь.
Так, вначале оригами, затем суши, а сегодня - и это искусство становится
популярным и в наших широтах.
Искусство японской каллиграфии
требует максимальную сосредоточенность и спонтанность исполнения. Японская
каллиграфия испытала большое воздействие эстетики и практики дзэн-буддизма. В
дзэн она является и средством медитации, путем познания и своего рода учебным пособием.
В XIX веке для тэмари начали использовать нитки из хлопка. Искусство постепенно превратилось в народное. В сюжетах вышивок, которые становились все более разнообразными, отражалась принадлежность умельцев к тому или иному сословию. Кроме того, каждый регион Японии имел характерные только для него орнаменты.
Сейчас искусство тэмари распространено
по всему миру. В Японии существует музей тэмари и Японская Ассоциация тэмари, и
различные школы, по результатам обучения в которых присваивается определенная
степень мастерства.
Но самым зрелищным, из представленных японских искусств, как всем показалось, было искусство кэндо.
Кэндо (яп. 剣道 кэндо:?, рус. путь меча) — современное фехтовальное искусство, ведущее свою историю от традиционных самурайских техник владения мечом, кэндзюцу (яп. 剣術). Ставит целью формирование полноценной личности и твёрдого характера, закаляя волю и тело фехтовальщика. В современной Японии рассматривается как один из видов спорта.
Ну а после всего этого зрелищного
представления, всех ждало не менее увлекательное шоу барабанщиков в исполнении
коллектива «Кодама Тайко».
В Екатеринбурге этот коллектив дает свой концерт уже не впервые, а вот для Каменска-Уральского «Кодама Тайко» - явление редкое, сенсация.
Группа «Кодама тайко» была
создана Ёсида Акихиро в 1984 году. За годы существования коллектив стал
одним из крупнейших в Японии. Гастроли группы проходят в Америке и Европе,
Юго-Восточной Азии. Группа ведет большую гастрольную деятельность в Японии,
участвует в крупнейших японских фестивалях и праздниках.
Ёсида Акихиро - основатель группы "Кодама тайко" |
Термин «тайко» (taiko) относится
к самим барабанам и к одной из разновидностей ударной музыки. Дословно тайко
переводится как большой (пузатый) барабан. Существование тайко в японской
истории насчитывает 14 веков: этот почтенный возраст подтверждается ханива
(глиняной скульптурой) барабанщика пятого века и поэмами и картинами седьмого
века. Важную роль тайко играют в японских религизных обрядах. В давние времена
в каждой деревне был сигнальный барабан. Благодарные жители считали, что в
тайко живет божество и подает им полезные советы и указания. Естественно,
играть на тайко могли только самые уважаемые и просветленные из жителей. С
укреплением основных религиозных учений эта функция перешла к служителям синто
и буддизма, а тайко стали храмовыми инструментами. Деревенские синтоистские
праздники проходили под рокот тайко, и эти традиционные ритмы легли в основу
композиций, исполняемых современными группами тайко-барабанщиков.
Отсюда и название группы - «Кодама
Тайко», которая своим искусством не просто пробуждает зрительские души, но и
волнует, просветляет, вдохновляет их.
Самая молодая участница коллектива. Ей 26 лет и она с 3 лет занимается этим искусством. |
Отбивая сложнейший ритм на традиционных японских барабанах «тайко», музыканты вкладывают свои души в эти необычные инструменты, создавая целый диапазон различных звуков и настроений, от мягкого постукивания капель дождя до громоподобных раскатов. Их волнующие выступления притягательны и для глаз, и для ушей и являются великолепным воплощением ловкости, точности и физической неистощимости.
Японцы очень дорожат качеством
выступления и стараются донести до зрителя не просто звуки барабанов, но и
особую философию. Каждой композиции, исполняемой на сцене, предшествовал
рассказ о ней руководителя Информационного культурного центра
"Япония" Марины Голомидовой.
Во время программы зрители стали
полноценными участниками шоу, они вместе с участниками группы отбивали ритм в
ладоши, их окутывали звуки барабанов, то столь же тонкие как падающий дождь, то
взрывные, будоражащие, проникающие в душу.
Видео с выступлением коллектива
Борьба кэндо
Ох и трудное это искусство - японские иероглифы!..
ОтветитьУдалитьОх и трудное это искусство - японские иероглифы!..
ОтветитьУдалитьЕлена, согласна на все 100%. Искусство каллиграфии не каждому дано. Я бы вот точно так не смогла! :)
Удалить