понедельник, 4 июля 2011 г.

Фернандо Пессоа – Лиссабон.

Каждому месту присущ свой гений (как говорил Петр Вайль). У каждого города своя биография и свои герои. Хочется поискать и, может быть, если получиться, найти героев если не для всех, то уж для большинства городов. Вымышленных или реальных – это уж как повезет.
 Лиссабон – это Пессоа. Фернандо Пессоа буквально вписан в город (Лиссабон насыщен его образами чаще, чем Москва Пушкиным) Горожане не просто любят, они чтят его.


 Он писал свои стихи в стиле множества фиктивных поэтов (гетеронимов), печатался под несколькими именами и даже публиковал отрицательные рецензии на одних гетеронимов от имени других своих же гетеронимов. Каждый из этих фиктивных авторов был не просто псевдонимом, но целым персонажем со своей жизнью, страстями, стилем и литературным направлением. Некоторые из гетеронимов даже ненавидели других. Новаторство его считается той причиной, которая снискала ему славу на века.
Пессоа в своем творчестве «позволял миру скользить сквозь пальцы» Ну а чем нам интересен Пессоа? Если ты не романтик, лирику не читаешь,  да и биографиями великих поэтов не увлекаешься? Ну поэт, ну прославился, ну велик…. «Что ты Гекате, что тебе Геката»
Все не так просто… Все мы носим маски, присущие каждому отдельному случаю. Можно сказать, что в каждом из нас живет несколько «я», и каждое имеет право на существование.  Так что, Фернандо Пессоа был не оригинален, когда воспользовался этим приемом. Да он и не воспользовался, просто он так жил и так творил от лица своих («иных») авторов. Иначе не получалось. Писать о нем не возможно, да, наверное, и не нужно. Узнать его, можно, только читая.
Раз и навсегда усомнившийся в реальности этого мира Пессоа признавал, что если он и существует, то только в своих стихах. «Если после того, как я умру, захотят написать мою биографию. Нет ничего проще. В ней только две даты — дата моего рождения и моей смерти. Между ними все дни принадлежат мне» (Из письма Фернанду Песоа к Алберту Коэйру, февраль 1925 года).
Его гетеронимы кажутся более реальными, чем сам автор. Один факт. Знаменитейший сегодня португальский писатель, лауреат Нобелевской премии 1998 г. Жузе Сарамаго посвятил Фернандо Пессоа книгу, написанную в 1984 г. «Год смерти Рикардо Рейша», в которой он задается вопросом, что произошло с Рикардо Рейшем (одним из множества гетеронимов писателя) после смерти Пессоа в 1935 г. Действие происходит в Лиссабоне, куда Рейш возвращается после смерти своего «друга» и с участием героев, впервые появившихся в поэмах Рейша. Вот так все просто!

Но после всего им написанного, после жизни его «реальных» героев, задаешься одним вопросом, а действительно ли его жизнь закончилась так прозаически, т. е. смертью. Может быть, это тоже очередная выдумка Пессоа?  
 «Все, в конечном счете, сводится к одному: научиться переносить разочарование не мучась» Подозреваю, что уж он - то точно знает теперь, как это – «переносить разочарования» этого мира.

Комментариев нет:

Отправить комментарий