Гете был в наилучшем расположении духа…<…>
- Покуда я не забыл, - сказал он, отыскивая что – то на столе, - вот вам билет на концерт. Мадам Шимановская дает завтра вечером концерт в зале ратуши, грех было бы его пропустить.
Я отвечал, что не повторю глупости, которую сделал на днях.
- Она, наверное, очень хорошо играла, - добавил я.
- Превосходно! – отвечал Гете.
- Не хуже Гуммеля?- спросил я.
- Подумайте о том, что она не только отличная виртуозка, но и красивая женщина, а тогда все кажется еще лучше; так или иначе, но техника у нее поразительная!
- И силы достаточно?
- Да, - отвечал Гете, - то – то и замечательно в ней, обычно женщины такой силой не обладают.
(И.П.Эккерман. Разговоры о Гете)
Такой разговор состоялся между великим немецким поэтом Гете и его секретарем И.Эккерманом, в один из осенних дней 1823 года. Речь шла о замечательной польской пианистке Марии Шимановской, «пленительной богини музыки», блиставшей в литературно-художественных салонах того времени.
Но почему разговор именно о ней - современнице Пушкина и Гете? Чем примечательна польская пианистка? Попробую по порядку.
Новый филармонический сезон в городе уже открыт. И Городской филармонический зал презентует концерты в серии «Петербургские музыкальные салоны» Если любителей театра именуют театралами, то, как можно назвать любителей филармонии?... Скажем, поклонники виртуозного исполнения произведений классики.
И 12 октября для всех желающих окунуться в атмосферу музыкального Петербурга XIX века состоялся первый концерт - «Воспоминания о мазурке. Музыкальные вечера Марии Шимановской», который прошел в лучших традициях музыкальных салонов той поры. Перед нами выступил фортепианный дуэт - Лауреаты международных конкурсов Владислав Чепинога и Елена Эндеберя, которые исполнили фортепианные миниатюры русских композиторов: вальсы, мазурки, ноктюрны. Солировала солистка Свердловской филармонии Татьяна Калапова.
Татьяна Калапова (сопрано), аккомпанемент Елена Эндеберя. Фото: http://www.revda-info.ru |
Выставка "Царица звуков" в фойе концертного зала |
Фрагмент выставки. |
Зрители и читатели. |
Мария Шимановская. Художник не известен. |
Мария Шимановская родилась в 1789 году в Варшаве. Щедро одаренная от природы, она уже в юности приобрела артистическую известность. Гете познакомился с ней летом 1823 года в Мариенбаде, где она исполняла свои сочинения. Восхищенный ее игрой, Гете написал в ее честь 18 августа 1823 года стихотворение, которое озаглавил: «Примиренье. К Марии Шимановской», поэма «Трилогия страсти» посвящена тоже ей.
К этому периоду жизни относятся её знаменитые «Vingt Exercices et Preludes» для фортепьяно и множество сочинённых ею песен.
Кстати, Ромен Роллан – профессор истории музыки – в одной из своих лекций сказал: «Она – Орфей, который смиряет демонов сердца. Да будут благословенны ее пальцы, и да светится ее имя! Это благодаря ей старик Гете, который изнемогал под бременем своей страсти, оживает и возвращается к творчеству. Она останется в пантеоне Гете, как богиня музыки»
С концертами она объездила всю Европу и концертировала в Германии, Англии, Франции, Швейцарии, Италии и России, где давала концерты в Москве, Киеве, Житомире, Виннице, Кременце, затем в С.-Петербурге. Вероятно, Мария Шимановская была первой пианисткой, исполнявшей свои сочинения по памяти. В Берлине и Лондоне она выступала для королевских особ, в Веймаре её талантом восхищался Иоганн Вольфганг Гёте. В 1828 году её пригласили в качестве придворной пианистки и преподавательницы игры на фортепиано в Санкт-Петербург.
В 1827 году Шимановская приехала в Россию. Сначала она поселилась в Москве, где ее дом стал местом встречи лучших представителей русской и польской интеллигенции.
Затем — в марте 1828 года — Шимановская переехала в Петербург. Там она провела последние годы своей недолгой жизни. В Петербурге, как и в Москве, дом Шимановской был одним из центров литературно-художественной жизни. Его посещали многие польские и русские аристократы и люди искусства: князь Вяземский, М.И.Глинка, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.-К. Огиньский, А.- Б. Мицкевич (он в 1834 году обвенчался в Париже с ее дочерью Целиной) и другие. Ей посвятили свои сочинения И. В. Гёте, Л. Керубини, И. Н. Гуммель, Дж. Филд. Творчество её во многом подготовило взлет гения Фридерика Шопена (1810-1849), слушавшего в 1827 году ее концерты в Варшаве - Шимановская способствовала формированию польского национального стиля, использовала интонационно-ритмическую основу народных танцев, развивала жанры фортепьянных миниатюр – прелюды, ноктюрны, этюды, пьесы танцевальных жанров.
Фрагмент одного из произведений М.Шимановской. |
Фортепианные пьесы Марии говорят о ее незаурядном и тонком вкусе; среди них выделяются пьесы танцевального характера, например, 24 мазурки ("Журчание" и др.) и особенно этюды «20 этюдов и прелюдий», о которых тепло отзывался Р.Шуман. Она положила на музыку знаменитую «Свитезянку» и песни «Конрада Валленрода» Мицкевича. Ее перу принадлежит множество фортепианных сочинений и ряд произведений других жанров.
Пушкин, восторгавшийся Шимановской не меньше, чем Гете, оставил
автограф в ее альбоме:
Изъ наслаждений жизни
Одной любви музыка уступаетъ;
Но и любовь мелодия...
Александръ Пушкинъ
С. Петербургъ, 1 марта 1828.
Это были знаменитые строки, вошедшие впоследствии с небольшим изменением в трагедию «Каменный гость»
Мицкевич часто импровизировал — и охотнее всего под музыку Шимановской. Он писал в стихотворении, посвященном Марии Шимановской:
В каких краях ты б ни блистала мира,
Повсюду видели в тебе кумира.
Певцы, которых всюду лаврами венчали,
Напевом сотен арф тебя встречали.
Мария Шимановская оставила глубокий след в культуре многих стран. Имя Шимановской навсегда вошло в историю музыкального искусства.
«Все проходящее, а музыка вечна» Этот концерт позволил ощутить дух Петербурга XIX века. Любая музыка позволяет остановиться, задуматься ….
Например, о быстротечности времени. Жизнь не проходит, она творится нами самими в настоящий момент. Настоящее – вот единственная точка, в которой от нас что – то зависит.
Что думаете вы?
P.S. Балакирев. Исламей. Исполнитель Карен Корниенко. На концерте прозвучало это произведение в исполнении Владислава Чепинога. Кстати, это одно из самых трудных произведений мировой фортепианной литературы.
Интересная была женщина Мария Шимановская. Пианистка, умница и просто красавица! :) Я читала, что она развелась с мужем и осталась одна с тремя детьми. В неэмансипированном 19 веке для разведенной женщины было большим подвигом заниматься концертной деятельностью и содержать музыкальный салон.
ОтветитьУдалитьПушкинка, как концерт? Понравился? Я в прошлом филармоническом сезоне несколько раз слушала исполнение Татьяны Калаповой. Она мне очень нравится. :)
varvara, согласна с тобой. Про "подвиг" Марии Шимановской я тоже думала. Видимо, это была первая феминистически настроенная барышня, которая помнила о том, что в первую очередь она - Личность... Судя по тому, чего она достигла, это ей удалось!
УдалитьКонцерт понравился! Каждый раз я чувствую, что стала чуть - чуть грамотней в музыкальной культуре. (А значит, есть куда двигаться дальше)
"Я знаю только то, что ничего не знаю..."( с лат.Scio me nihil scire [сцио мэ нихиль сцирэ].
ОтветитьУдалитьПо свидетельству Платона, так говорил Сократ (И я к нему присоединюсь...). СПАСИБО, за интереснейший рассказ о ПРЕКРАСНОМ и замечательный проект,который подарит такие красивые вечера - встречи...!
Действительно, тысячу раз прав Ромен Роллан говоря о Марии Шимановской : «Она – Орфей, который смиряет демонов сердца. Да будут благословенны ее пальцы, и да светится ее имя! Это благодаря ей старик Гете, который изнемогал под бременем своей страсти, оживает и возвращается к творчеству. Она останется в пантеоне Гете, как богиня музыки» http://www.youtube.com/watch?v=0tSEcf-JLcY
Светлана, спасибо! По поводу "Scio me nihil scire" - есть повод узнать! Присоединяйтесь!...
УдалитьС удовольствием!)
ОтветитьУдалить